Verification: 74810c1e6ec60454

Имя:

Телефон:

"Очумелые ручки"

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Астральные мифы » Мифические и волшебные народы


Мифические и волшебные народы

Сообщений 21 страница 40 из 43

21

Маахисы - в финской и эстонской мифологии подземные жители, уродливые существа, обладающим способностью к оборотничеству. Они умеют перекидываться в кошек, горностаев, ящериц, лягушек и др. Путь в страну маахисов можно найти, следуя муравьиной тропой. В своем мире они ходят вверх ногами. Человек, который попал в их страну, не должен прикасаться к тамошней пище, иначе он либо вообще не вернется домой, либо вернувшись обнаружит, что провел у маахисов не год и не два, а сотни лет (ср. сходные представления германских народов о времени в Волшебной Стране - см. Фейри). Маахисы владеют чудесным скотом и покровительствуют домашнему скоту людей; тот, кто мучит скотину, рискует навлечь на себя гнев маахисов. Человек, получивший тем или иным путем корову маахисов, становится богачом. http://s010.radikal.ru/i311/1011/84/ab8fd62fc8aa.jpg
    Несмотря на уродство маахисов, дочери у них отличаются несказанной красотой. Тому, кто заблудился в лесу маахисов, следует вывер нуть наизнанку одежду, иначе можно долго блуждать (ср. славянские представления о лешем). Тот, кто хочет в лесу заночевать, должен сделать маахисам подношение - молоко, мед и т.п. Прежде чем строить дом, нужно выкупить землю у маахисов - то есть закопать в ней монету.
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

22

Менк, в мифологии обских угров антропоморфные великаны-людоеды и оборотни. Сотворены Нуми-Торумом из стволов лиственниц; скрылись в лесу после того, как бог вдул в них жизнь. В мифологических сказках их облик отличают густые брови, иногда - острая голова или многоголовость. Тела их неуязвимы, слабое место человек может обнаружить лишь при помощи сверхъестественных сил; победить великана можно только хитростью. Из частей тела погибших великанов образуются острова, холмы, реки. Менки владеют живой водой, способной воскресить умерших.
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

23

   Мирмидоняне, мирмидоны, в греческой мифологии ахейское племя в Фессалии, возглавлявшееся в походе под Трою   Ахиллом. После ссоры Ахилла с Агамемноном мирмидоняне. не принимали участия в сражениях и вступили в бой только вместе с Патроклом. Мифологическая традиция, по которой Ахилл был внуком Эака. возводила название «Мирмидонян» к тем муравьям («муравьи»), из которых Зевс по просьбе Эака создал население острова Эгина. В некоторых вариантах мифа название «Мирмидоняне» - от предка-эпонима, фессалийского героя Мирмидона, сына Зевса и прадеда Патрокла. 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

24

Мис, Мис-хум, в мифологии обских угров лесные антропоморфные великаны (превышают рост деревьев), похожие на менков, но доброжелательные к людям. Считалось, что дочери Мисов, вступающие в связь с людьми, приносят богатство (при условии, если их не увидит посторонний). Женщины-Мисы в мифологических сказках - жёны богов, ассоциировавшихся с идолами (напр., Ур-миш-ней - жена Мир-сус-нэ-хума).   
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

25

http://s008.radikal.ru/i304/1011/b4/90797d66da53.gifНибелунги (нужлинги) - (нем. Nibelunge, др.-исл. Niflungar, Hniflungar) в древнегерманских мифах племя полубожественных существ и людей, обладающих подземными сокровищами. 
В немецкой «Песне о Нибелунгах.» Нибелунгами названы: во-первых, первоначальные обладатели клада, которым затем завладел Зигфрид (сканд. Сигурд) - нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники, сказочные существа (великаны или люди огромного роста и необычайной силы); во-вторых, бургундские короли Гибихунги (сканд. Гьюкунги, сыновья Гьюки) - Гунтер (сканд. Гуннар) и его братья - после перехода в их руки клада. Таким образом, это имя связано с обладанием золотым кладом. Но так как Зигфрид завоёвывает не один, а два клада (кроме клада нибелунгов, хранимого альвом Альберихом,- также клад дракона Фафнира), сокровища нибелунгов оказываются генетически связанными с преданием о золотом кладе карлика Андвари, известным из скандинавских источников («Речи Регина» и «Речи Фафнира» в «Старшей Эдде», «Младшая Эдда») и носящим чисто мифологический характер. Этот клад включал и золотое кольцо, которое обладало волшебным свойством умножать богатство, но Андвари наложил на него проклятие: оно будет стоить жизни всякому, кто им завладеет. Клад поочерёдно попадает к Локи, Хрейдмару, сыновьям Хрейдмара Фафниру и Регину и, наконец, Сигурду (Зигфриду), и всем оно несёт смерть. Сокровища бургундов были идентифицированы легендой с кладом Зигфрида, и убийство его бургундами - Гибихунгами порождало мысль, что нибелунги, убийцы Зигфрида,- чёрные альвы (на кладе лежало проклятие, и в конце концов альвы должны были отомстить). Особое положение среди них занимает Хёгни (Хаген). В скандинавской версии сказания о нибелунгах Хёгни не виновен в смерти Сигурда, но в некоторых других версиях (особенно отчётливо в «Саге о Тидреке») Хаген - не родной брат бургундских королей, а сводный, рождённый их матерью от альва, и именно Хаген предательски убивает Зигфрида. Сына Хёгни, мстящего Атли за смерть отца, согласно «Речам Атли» («Старшая Эдда») и «Саге о Вёльсунгах», также зовут Нифлунгом (Хнифлунгом). Гипотеза о том, что нибелунги - чёрные альвы или демоны мрака, с точки зрения некоторых исследователей, находит дополнительное подтверждение: в «Младшей Эдде» и других источниках говорится, что Гуннар, Хёгни, как и сыновья их сестры Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп, все были черноволосы.
Этимология имени нибелунгов, несмотря на многочисленные попытки её расшифровки, остаётся спорной. Выводили имя из nebulones («туманные», от нем. Nebel, «туман») - обозначения франков; предполагалось, что Н.- бургундское родовое имя, заимствованное у них франками. Имя нибелунгов связывали с др.-исл. nifl (ср. Нифльхейм - мир мрака, загробный мир), т. е. истолковывали как «подземные хранители клада».
Тема клада, приносящего несчастье его обладателю, занимает видное место в германо-скандинавском эпосе: наряду с циклом о нибелунгах (героические песни «Старшей Эдды», прозаическая «Сага о Вёльсунгах», нем. «Песнь о нибелунгах» и др.), она встречается и в «Беовульфе»» где герой погибает, отобрав сокровища у сторожившего их дракона (см. Беовульф). Однако в легенде о нибелунгах сокровища трактуются как воплощение власти: могущество принадлежит тому, кто владеет золотом. Представление о том, что богатства властителя представляют собой его магически материализованное «счастье», «удачу», принадлежало к центральным идеям германцев и скандинавов.
Наиболее известный памятник, связанный с легендами о нибелунгах,- немецкая «Песнь о нибелунгах» (ок. 1200), в которой объединены история отношений Зигфрида с бургундскими королями, включая его убийство, и история гибели бургундов - нибелунгов, вызванной местью Кримхильды (сканд. Гудрун), вдовы Зигфрида, заманившей их в гуннскую державу Этцеля (Атли). В исландской «Песни об Атли» (9 в.?) и в «Речах Атли» (12 в.?) Нибелунги погибают, попав в ловушку, в которую их завлёк Атли, муж Гудрун: у Хёгни вырезано сердце, Гуннар, брошенный в ров со змеями, умирает от укуса змеи. Гудрун мстит Атли за братьев (в «Песни о Нибелунгах» Кримхильда, напротив, мстит братьям за Зигфрида).

Тема нибелунгов неоднократно интерпретировалась в мировой литературе нового времени (начиная с драматической трилогии Ф. Фуке де ла Мотта «Герой севера», использовавшего главным образом скандинавские версии сказания). Наиболее известны: драматическая трилогия К. Ф. Хеббеля «Нибелунги» (трагедии «Роговой Зигфрид», «Смерть Зигфрида», «Месть Кримхильды» - на материале немецкой версии), оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» - в основу положен скандинавский эпос), трагедия Г. Ибсена «Воины Хельгеланда» (в основе - сюжеты «Саги о Вёльсунгах» и других скандинавских саг), трагедии П. Эрнста («Брюнхильда», «Кримхильда»), поэмы В. Иордана («Сага о Зигфриде», «Возвращение Хильдебранда») и др. Немецкий кинофильм «Нибелунги» (режиссёр Ф. Ланг).
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

26

Онары, нары, в марийской мифологии великаны, обитавшие на земле в изначальные времена. Леса были им по колено, они вырывали дубы с корнями; из песка, вытряхиваемого О. из обуви, возникали курганы. Впервые встретив человека (пахаря), онар принял его за насекомое и отнёс матери вместе с сохой и лошадью. 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

27

Пигмеи - в греческой мифологии, племя карликов, место обитания которых - верховья Нила, страна к югу от Египта, или Индия, или во Фракии и Колхиде (FGH II 339), или в Малой Азии (Plin. Nat. hist. V 109),. Пигмеи -  от греческого "пигме", что значит "кулак" или "расстояние от кулака до локтя". 
        Размером пигмеи от муравья до мартышки. У Страбона они перечисляются вместе с полупсами, большеголовыми, гнездоухими, безустыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми. У Геродота пигмеи - особое племя, обитающее в Африке в верховьях Нила. Пигмеи тесно связаны с культом бога плодородия Нила и отождествляются с карликами пихиеями, в окружении которых изображался Нил. Отсюда представление о пигмеях как о земледельческом племени, волосатых и чёрных человечках, обитающих в «жирном», т. е. родящем растения, слое земли. Наиболее распространённые мотивы: гераномахия и геракломахия. Гераномахия - война пигмеев с журавлями (греч. «журавль»), которую пигмеи ведут каждый год верхом на куропатках, баранах или козлах с целью похитить или разбить их яйца. Некоторые мифографы (Атеней IX 390 в) объясняют вражду между пигмеями и журавлями стародавним превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем. Гераномахия - тема росписи многочисленных ваз, мозаик, помпейских фресок, гемм. Нападение пигмеев на Геракла, отдыхающего после убийства Антея (брата пигмеев), - один из вариантов геракломахии (ср. Керкопы). Геракл собрал пигмеев в шкуру немейского льва и отнес к Эврисфею. Изображения пигмеев, дружелюбно окружающих одних великанов (Нил, гиппопотамы) и воинственно - других (Геракл, крокодилы), встречаются на фресках в Помпеях и Геркулануме
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

28

http://s008.radikal.ru/i304/1011/a6/95831ea7c56d.gif
Псиглавцы - В русском фольклоре чудесный народ, обитающий в Индии или царстве пресвитера Иоанна. По замечанию А.Н. Афанасьева, "русское предание однобоких, прожорливых великанов представляется с собачьмими головами и называет их песиголовцами". В "Сербской Александрии" - апокрифическом повествовании о походах Александра Македонского говорится: "И землю из за шесть дней пройдя, к псоглавым людям пришли; у них все тело человеческое. А голова песья; говорят же они так: то как люди, то как псы лают. Александр много их убил и землю их за десять дней прошел."

0

29

   РАХМАНЫ    В русских апокрифических сказаниях чудесный народ, потомки Сифа, одного из сыновей Адама: обитатели баснословной страны, рахманского острова. Этот остров, называемый также Макарейским, находится в Океане, за краем земли. В «Слове о рахманах» остров описывается так: «И на том острове.., никакие плоды никогда не оскудевают во все времена года, ибо в одном месте цветет, в другом растет, а в третьем собирают урожаи. Тут же произрастают огромные и труднодоступные индийские орехи, с чрезвычайно приятым запахом, и встречается камень магнит». Рахманы не знают лжи, не ведают естественных нужд и печалей, живут без трудов. То же «Слово о рахманах» сообщает: 
  "У рахман же народ благочестив, и живут они совершенно без стяжания... обитают нагие у реки и всегда восхваляют Бога. У них нет ни четвероногих, ни земледелия ни железа, ни храмов... ни огня, ни золота... ни вина, ни едения мяса... ни царя, ни купли, ни продажи, ни распрей, ни драк, ни зависти... ни воровства, ни разбоя... они не стремятся к пресыщению, но насыщаются сладкой дождевой влагой и свободны от всяких болезней и тления, довольствуются небольшим количеством плодов и сладкой воды, и веруют искренно в Бога, и беспрестанно молятся". 
     По апокрифам, мужчины и женщины у рахман живут отдельно и встречаются лишь единожды в год. «Когда же жена родит двух детей, тогда уже муж к ней не ходит, и она также ни с кем не сближается, блюдя великое воздержание. А если она окажется бесплодной, и если муж к ней приходит в течение пяти лет и пребывает с нею и она не родит, то уже более он к ней не является. Вот почему страна их немноголюдна, ибо мало у них наслаждений и соблюдается воздержание». 
   В «Сербской Александрии» рассказывается, что разманы напророчили Александру следующее : Когда всем миром и светом овладеешь, государства и отечества своего больше не увидишь; и когда все земное приобретешь, тогда ад унаследуешь». Александр так проникся образом жизни рахман, что хотел остаться у них, и только «забота о македонянах» погнала его дальше. 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

30

Самуд, в мусульманской мифологии один из «коренных», исчезнувших народов Аравии. В Коране о самудянах говорится: «и из долин её (земли) вы устраиваете замки, а горы высекаете, как дома» (7:72). Они жили «среди садов, и источников, и посевов, и пальм, плоды которых нежны» (26:147-148). Благоденствуя, самудяне не оценили милость к ним аллаха, отказались следовать увещеваниям и запретам посланного к ним пророком Салиха, убили «верблюдицу аллаха», бывшую для них знамением, и были за свои прегрешения уничтожены.
Коранический рассказ о самудянах носит назидательный характер. Однако за мифологизированным сюжетом стоят, видимо, события реальной истории Аравии. Убийство самудянами-земледельцами молочной верблюдицы, возможно, символизирует конфликт оседлых и кочевых племён Аравии в начале н. э. («бедуинизация»). Согласно античным источникам, племя самудян обитало на севере Хиджаза, в том же районе, который указывает и наиболее распространённая мусульманская традиция. В этих местах находятся многочисленные пещерные захоронения и постройки набатеев (ср. Ирам Зат ал-имад), которые могли послужить реальной основой для описаний Корана. Коран содержит указание на знакомство аудитории Мухаммада со следами жизни самудян и адитов (см. Ад): «и ясны для вас их жилища» (29:3). Картина гибели самудян [«сотрясение» (7:76), «молниеносный удар» (41:12, 16)] напоминает описание землетрясения.
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

31

  Сикомэ в японской мифологии воинственная раса существ, отдаленно похожих на европейских гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их сильнее, с развитой мускулатурой. Острые зубы и горящие глаза. Не занимаются ничем другим, кроме войн. Часто устраивают засады в горах. 
Ал
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

32

Сихиртя, сиртя, в самодийской мифологии (у ненцев) антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. Некогда Сихиртя жили на земле, в подземном мире они владеют стадами мамонтов («земляных оленей»), а выходя на поверхность избегают встреч с людьми. Иногда отождествлялись с русской чудью Существует предположение, что в образе Сихиртя отражены воспоминание ненцев о досамодийском население тундры. Аналогичный Сихиртя образ из вестей также энцам: сиите 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

33

    Тасм (Тает), в мусульманской мифологии одно из «коренных» племён Аравии. Популярно предание о гибели тасмитов и их соседей — племени джадис. Один из тасмитов был правителем над джадис, которых всячески притеснял, в частности, введя для себя право первой ночи. По призыву брата одной из невест люди из племени джадис решили отомстить правителю. Они пригласили всех его соплеменников на свадебный пир и перебили их, достав спрятанное в песке оружие. Спасся только один из тасмитов, бежавший за помощью к йеменскому царю Хасану — союзнику тасмов.
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

34

  Тельхины, в греческой мифологии демонические существа, локализация которых связана с островом Родос (остров называли даже Тельхинида). Тельхины- колдуны. Они губят животных и растения, поливая их водой из Стикса, смешанной с серой. Но существует версия о том, что Тельхины оклеветаны соперниками, завидовавшими их мастерству. Они - прекрасные кузнецы, и серп для оскопления Урана - дело их рук. Тельхинов было девять, и некоторые из них, сопровождавшие Рею и младенца Зевса на Крит, получили имя куретов . Миф о Тельхинах связан с историями хтонических мудрых божеств, которые превратились в спутников и помощников олимпийских божеств.
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

35

Уаиг, ваюг, в осетинской мифологии великан. В нартском эпосе уаиг: одноглазый великан с пёстрой бородой и даже семиголовый великан. Уаиг населяют башни, замки, пещеры, ведут борьбу с нартами и терпят от них поражение, так как глупы и неуклюжи. Осетины представляли уаиг людьми высокого роста в чёрных бурках, они часто селятся в жилом доме, причиняя неприятности его обитателям. В эпосе известны уаиг - Тыхыфырт Мукара, его предкам нарты платили дань девушками, Сайнаг-Алдар, которому Батразд отсёк правую руку за кровь отца, Алаф, повадившийся ходить к нартам на танцы, где он ломал ноги нартской молодёжи.
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

36

Феаки -  В греческой мифологии в греческой мифологии обитатели сказочного острова Схерия. Отличаясь гостеприимством и исключительным мастерством в кораблевождении, Феаки считают своим долгом отправлять на родину мореходов, попавших к ним в результате кораблекрушения. На остров Феаков попадает заброшенный бурей Одиссей, здесь он встречает радушный приём у царя Алкиноя и его жены Ареты, получает дорогие подарки, и Феаки доставляют его на своём быстроходном корабле на родину. На обратном пути корабль Феаков замечает Посейдон и перед самым входом в гавань превращает его вместе с экипажем в скалу. В изображении Феаков в «Одиссее» соединилось несколько мотивов: беззаботная жизнь Феаков соответствует представлению о золотом веке (ср. непрестанно плодоносящие сады Алкиноя, VII 112-128) с чертами патриархального рабства (царевна Навсикая на море стирает бельё вместе со служанками, которых считает своими подругами, VI 25-109). Корабли Феаков достигают цели без помощи руля и мчатся с неимоверной быстротой; Одиссей в течение всего путешествия находится в состоянии глубокого сна, похожего на смерть , что побуждает некоторых исследователей рассматривать корабль Феаков как корабль смерти или корабль пришельцев из заколдованной страны.

«И вступил Одиссей на корабль быстроходный; и молча
Лег он на мягко-широкий ковер. И на лавки порядком
Сели гребцы и, канат отвязав от причального камня,
Разом ударили в весла и взбрызнули темную влагу...
Быстро (как полем широким коней четверня, беспрестанно
Сильных гонимых бичом, поражающим всех совокупно,
Чуть до земли прикасаясь ногами, легко совершает
Путь свой) корабль, воздвигая корму, побежал, и, пурпурной
Сзади волной напирая, его многошумное море ии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Мчало вперед; беспрепятственно плыл он; и сокол, быстрейший
Между пернатыми неба, его не догнал бы в полете...»*(* «Одиссея» Перевод В.Жуковского) 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

37

Фенке - Е  В немецком фольклоре лесные великаны, косматые и кровожадные. Впрочем, с мужчинами-фенке, которые куда менее жестоки, нежели их супруги, можно договориться, и они будут помогать людям - когда понадобится, пригонят дождевые тучи, а если дождя не нужно - будет светить солнце. Правда, когда задувает «фон», горячий и сухой ветер, фенке прячутся в свои пещеры и не выходят, пока он не уляжется. 
     Весной и летом они редко носят одежду, предпочитая ходить нагишом, а в холода напяливают шкуры животных или древесную кору. У них очень острый слух, который позволяет издалека расслышать человеческие шаги. Фенке обладают способностью превращать листья в золото, замечательно лазают по скалам и питаются молоком ланей. 
 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

0

38

Фэйфэй – в древнекитайской мифологии, дивный народ людоедов.
«Литературный изборник», «Ода о столице У» - «У ду фу»: «Фэйфэй смеются, и их (скорее всего людей) ловят».
В более поздние времена этот народ стали отождествлять с жителями страны Сяоян, которые действительно были похожи на них.

0

39

  Циклопы это -  мифический народ одноглазых  великанов людоедов, населявших как считают   комментаторы Гомера, Сицилию. Не обладали        особым умом и лаже если циклоп поймал кого-то и   хотел съесть то его можно было запросто   обмануть.

0

40

Чудь, Чудь белоглазая - коренные обитатели ряда областей России, первопредки - первопоселенцы,  богатыри и чародеи; «дикий народ»; иноземцы-завоеватели; склонные к чудачествам люди. 
   Название чудь в легендах и преданиях закрепилось прежде всего за различными группами коренного населения некоторых регионов (Арх., Волог.,) Сиб.). Оно характеризует их как чужих, чуждых нынешним жителям и  в то же время — как необычных, чудных, чудесных, чудящих и т. п.; живших давно, но и продолжающих пребывать «где-то по соседству». 
     «Еще недавно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» (Беломор.) <Северные предания, 1978>.   автор эллектронной мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
    Чудины ~ первопоселенцы, отчасти отождествляемые с конкретными этнческими группами, — все же полулегендарны. «Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство Архангельской губернии». По рассказам поморов (г. Кемь), «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах" (Арх.) <Ефименко, 1869>. 
    «Белоглазость» чуди (вероятно, соотносимая со слабой пигментацией глаз у некоторых представителей прибалтийско-финских племен) может подчеркивать и ее принадлежность к чуждому, иному миру, «иное зрение». 
В поверьях и преданиях чудь наделяется необычными или сверхъестественными чертами, способностями. Ср.: чудины — богатыри и чародеи, колдуны: останки чуди — «кости большие, как не человеческие» (здесь контаминируются представления о чудинах-первопоселенцах и о первопредках-богатырях . Один из чудинов (Архангельский уезд) был так силен, что, чихая, убил барана; «Члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии» (некоторые из живших в XIX в. в Архангельсой губернии семейств считали чудинов своими предками). 
      По некоторым поверьям, «чудь народ поедала» (Онеж.); она же — нападающая на русских чудь может быть и староверской (Арх.) "Следами" чуди (реально относимым к разным этническим группам и разным историческим периодам — от неолита до средневековья) могут считаться — курганы и городища; насыпи и ямы; остатки строений, пашен, сенокоса; рощи, почитавшиеся священными; архаические предметы домашнего обихода; древние захоронения (в частности, «чудские» могильники, которые представляли собой опущенные в ямы срубы с деревянными перекрытиями) <Северные предания, 1978>. Ср.: Некоторые курганы — места захоронения чуди белоглазой, которая, испугавшись русских, «сама в землю ушла», «живьем закопалась» (Вят.) Кудрявцев, 1901>. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные  обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам», с остервенением защищались из крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах (выкопав яму, ставили по углам столбики, делали над ними крышу, накладывали на крышу камни, землю, сходили в яму с имуществом и, подрубив подставки, гибли). «Закапывалась» чудь и от Ермака.
     Один из возможных «следов» чуди — считающийся и в XIX в. необычным, таинственным местом Холмогорский ельник (на Курострове, близ г. Холмогора).  По упоминаемой II. Ефименко легенде, в ельнике якобы находился когда-то "чудской идол". Идол, слитый из серебра, «прикреплен был к одной самой матерой лесине и держал в руках большую золотую чашу». Украсть идола и окружавшие его сокровища было, казалось, невозможно: «Чудь берегла своего бога крепко: постоянно около него стояли часовые, около самого идола были проведены пружины. Кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас же пружины эти заиграют н зазвенят разные колокольчики, и тут не уйдешь никуда; часовые сейчас же позаберут, а окаянная чудь поджарит на сковороде да и принесет в жертву своему идолу» 
    Несмотря на эти предосторожности, русские все же сумели ограбить священное иное место и уйти невредимыми. Согласно одной версии, сбежавшаяся чудь постояла, посмотрела на удалявшиеся корабли, похлопала руками да и разошлась — «и с этой самой поры перестала собираться в ельнике». По другой версии, чудинцы гнались за новгородцами верст десять до теперешнего селения Курьи вниз по Двине и там иступили н бой с ними, но одолеть похитителей не смогли (Арх.) <ЕФИМЕНКО),1869Г.) 
     "Следы» чуди в XIX - начале XX п. может окружать суеверное, смешанное со страхом почитание. «На Кинг-острове были уничтожены остатки разбитой чуди,  спасшейся на этот остро» Тут и легла вся чудь. Этот остров считается священным: он порос лесом, н рубить этот лес считалось греховным и опасным, так как если сама убитая чудь и не вступится  непосредственно за свои права, то он впоследствии должна отомстить оскорбившему ее святынию».   
 
автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

увеличить

0


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Астральные мифы » Мифические и волшебные народы