Verification: 74810c1e6ec60454

Имя:

Телефон:

"Очумелые ручки"

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Астральные мифы » Пантеоны Богов


Пантеоны Богов

Сообщений 61 страница 80 из 80

61

Лахесис  -  одна из мойр, "дающая жребий". 
    В греческой мифологии Лахесис, назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы проводит через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет Клото. Нарушить жребий невозможно, исполнить его помогают все боги.

Левкофея —  греческой мифологии «белая богиня», покровительница моряков. Левкофвя — имя, данное Ино после того, как она, поражённай безумием, бросилась вместе с сыном в море. В древних гимнах, посвящённых Орфею, говорилось: 

Ты, о владычица, правишь глубокой пучиной морскою, 
Волны — услада твоя, о спасенье великое смертных, 
В дланях твоих — неустойчивый ход кораблей-моребежцёв, 
Горькую гибель в волнахот людей ты одна  отгоняешь, 
К тонущим ты, о спаситель и друг, на подмогу приходишь.

0

62

Артемиды. Лето — воплощение материнской любви, преданности своим детям, самоотверженности в их защите. Лето — образец титанической стойкости в исполнении материнского долга. 
   Когда Лето пришёл срок разрешиться от бремени, причиной которого был сам Зевс, преследуемая Герой, она нигде не могла найти пристанища. Гера устроила так, что ни один клочок земной тверди не должен был принять Лето. Отовсюду гонимая, она пришла, наконец, на остров Делос, который ещё не был окончательно затвердевшим, так как менял своё местоположение. Здесь Лето и нашла для себя убе жище, пообещав воздвигнуть великолепный храм. 
   Девять дней мучилась богиня в родовых схватках. Почти все олимпийские богини хлопотали вокруг неё, пытаясь помочь, и только Гера из злобной ревности во всем мешала, задержала даже на Олимпе богиню родов Илифию. Первой появилась на свет Артемида, она же ускорила рождение брата Аполлона. И в дальнейшем они будут действовать заодно, часто — против старшего поколения богов. 
    Лето помогает своим детям, защищает их от гнева богов. Зевс хотел ввергнуть Аполлона в Тартар за  то, что тот перебил циклопов. Но Лето так настойчиво просила и умоляла громовержца, что наказание смягчилось: Зевс приказал Аполлону поступить на службу к смертному, царю Адмету, и целый год выполнять ту работу, какую ему поручат. 
   Вместе с детьми Лето помогала троянцам в знаменитой битве с ахейцами. Аполлон вынес с поля боя Энея и поместил его в своём храме «на вершине святого Пергама». Стараниями Лето и Артемиды здесь к герою вернулись «мощь и краса». 
   Аполлон и Артемида платили Лето заботой и любовью. Они расстреляли из лука сына Зевса Тития, когда тот пытался нанести оскорбление их матери. Так же они пришли на помощь матери, когда она решила наказать Ниобу, похвалявшуюся своей плодовитостью: детей у Ниобы было не то двенадцать, не то четырнадцать, а у Лето, мол, всего двое. Очень разгневалась Лето, направила на дерзкую Ниобу Аполлона и Артемиду. Артемида стрелами из лука перебила всех дочерей Ниобы прямо у неё в доме, а Аполлон настиг сыновей несчастной женщины на склонах Киферона, где они охотились. Эта кровавая драма стала сюжетом многих творений античного искусства. 
    В римский пантеон богов Лето перешла под именем Латоны. Римляне полагали, что Латона родила Аполлона и Артемиду в роще Ортигии, чтоб близ  города Эфеса в Малой Азии, прислонившись к оливе, которая, как сообщают историки, существовала вплоть до второго века нашей эры. Роща эта почиталась священной, в ней, по преданию, спасался Аполлон от гнева Зевса после того, как перебил циклопов.

0

63

Мания    (лат. Мания) - в греческой мифологии воплощения неистовства и безумия. Мания вселяет в человека чрезмерную уверенность в себе, презрение к богам и человеческим традициям или даже яростное желание, страсть к чему либо. Она способна ослепить человека, довести его до душевной болезни. 
     В риме Мания - древнеиталийская богиня подземного царства. Ее изображения вывешивали над дверьми для сохранения дома.

0

64

Мегера  -  в греческий мифах олицетворение гнева и мстительности. Была одной из трех эриний, родившихся из крови Урана после того, как восставшие против отца младшие боги напали на него и, отрезав детородный орган, бросили его в море. Мигера изображалась в виде отвратительной старухи с волосами змеями и длинным языком, с факелом и бичом в руке. До настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.

0

65

Мелисса -   ("пчела")  в греческой мифологии  - родоночальница пчел, нимфа. Считалось, что пчелы это нимфы, превращенные в насекомых.   Греки их обожествляли, полагая, что жизнь пчел в улье большой семьей и образование новых роев-семей очень схожи с принципами общественной жизни человека. Здесь греки, безусловно, соотносили характер жизни пчелиного улья с процессом создания ими городов-колоний по берегам Средиземного и Черного морей.

  Мельпомена — греческая муза трагедии. В переводе с греческого — «поющая». Дочь Зевса и музы Мнемосины. Сначала Мельпомена считалась 
музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От Мельпомены и Ахелоя родились сирены

0

66

Менетий, Менойтий, в греческой мифологии: 
1) сын титана Иапета и Климены, брат Прометея, Атланта и Эпиметея (Hes. Theog. 507-511). Во время титаномахии Менетий был поражён перуном Зевса и сброшен в тартар (Apollod. I 2, 3); 
2) сын Актора (Horn. II. XI 785), один из аргонавтов, отец Патрокла, родич и друг Пелея. 

Метида — греческая богиня мудрости. Дочь Океана и его жены Тефиды, первая супруга Зевса. Согласно предсказанию, Метида должна была родить ему двоих детей: дочь, которая не будет уступать ему в мудрости, и сына, который достигнет такой могучей силы, что свергнет Зевса с трона. Узнав об этом, владыка богов и людей проглатывает свою супругу, предварительно усыпив её бдительность сладкими речами. Спустя же некоторое время иэ головы Зевса родилась его дочь Афина, богиня мудрости и непобедимой силы.

Мнемосина (Мнемозина) в греческой мифологии богиня памяти. Вместе с Зевсом породила девять Муз.

   Мойры — в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды — Клото, Лахесис, Атропос. Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба — мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения: 
     Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис — разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос — перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь). Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками. Вот стихи о мойрах, приписываемые Орфею: 
 
 
 

... жилицы области мрачного моря, где тёплые волны ночные 
Полным ключом пробиваются в гроте из дивного камня. 
К области смертных слетаете вы, над землёй беспредельной 
Мчитесь к кровавому роду людскому со тщетной надеждой,
В тонких багряных своих плащаницах выходите в поле
Смертных судеб — а там колесницу свою всеземную 
Гонит тщеславие вечно, и мчится она постоянно 
Мимо меты, что поставил уклад, упованье, тревога, 
Издревле данный закон или власть беспредельно благая 
Мойра одна эту жизнь наблюдает — из высших блаженных, 
Снежный Олимп населяющих, — боле никто, кроме ока 
Зевса, что всесовершенно, — и всё, что у нас происходит, 
Ведают Мойра и всепостигающий разум Зевеса. 
Дщери благого отца — о Лахесис, Клото и Атропа! 
Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные, 
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях...

0

67

Никта — в греческой мифологии олицетворение ночи (у римлян её звали Нокс), дочь Хаоса, сестра бога мрака Эреба, от которого она родила вечный свет — Эфира, светлый день — Гемера, а также целый сонм божеств: Танатоса (смерть), Гипноса (сон с тяжелыми видениями), Эриду раздор), Апту (обман), Кер (уничтожение), Немесиду (отмщение за преступление), Мома (злословие и насмешка), мойр (божества судьбы) и других. Никта обитает в Аиде, ежедневно покидает его, неся в руках Гипноса и Танатоса. К людям она была благосклоннее многих своих потомков, навевала покой, успокаивала страсти. Никта участвовала в битве с гигантами на стороне олимпийских богов. Некоторые сказания сближают Никту с божеством смерти и  понимают её как первопричину существующего в мире раздора. Изображалась Никта с закутанным лицом и в тёмной одежде.

Морфей — в греческой и римской мифологии бог сновидений, сын бога сна Гипноса. Он являлся людям в снах, принимая образ любого человека. Только во время отдыха он сохранял свой собственный облик. Греки и римляне изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках. Греки обычно изображали его на вазах, а римляне на саркофагах. Часто вместе с ним помещали его братьев — Фобетора и Фантаза. С его именем связано выражение — «в объятиях Морфея»

увеличить

0

68

Музы — греческие богини искусства. Дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определённому виду искусства. 

Каллиопа - муза эпической поэзии, 
Эвтерпа — муза лирической поэзии, 
Эрато — муза любовной поэзии, 
Талия (Фалия) — муза комедии, 
Мельпомена — муза трагедии, 
Терпсихора — муза танца, 
Клио — муза истории, 
Урания — муза астрономии, 
Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом пантомимы и гимнов. 

Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц. 
   Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой; Каллиопу с 
восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Эвтерпу с флейтой, Эрато с кифарой, Талию с комической маской и венком из плюща, Мельпомену с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихору с лирой и в позе танцовщицы, Клито со свитком из папируса, Уранию с глобусом и циркулем, Полигимнию в виде закутанной в покрывало девушки с мечтательным лицом. Как богини искусства музы были связаны с их 

предводителем богом Аполлоном. Они веселили богов своими песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времён. 

Поэт Прокл так представил Муз: 

Музы, молю — из толпы многогрешного города людского 
Вечно влеките к священному свету скиталицу- душу!
Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум, 
Душу, чья слава в одном — в чарующем ум  благоречье.

 

МУЗЫ, мусы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), Музы- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены. - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. 
furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его
странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские Мeps классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Функции Муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху Муз превратились в символические образы: Эрато - Муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена - Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - Муза танца с лирой и плектром Талия - Муза комедии с комической маской, Урания - Муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет

увеличить

0

69

Немесида — греческая богиня справедливого  возмездия. Одна из наиболее древних и почитаемых в Греции. Дочь богини  Никты и бога тьмы  Эреба. В зависимости от поступков людей Немесида одаряла их счастьем или несчастьем. Но в основном ей приходилось наказывать людей за их злые и несправедливые деяния. Особенно наказывался богиней тот, кто, ослеплённый нечаянным счастьем, заносился слишком высоко и вел себя вызывающе по отношению к богам. В одном из сказаний говорится, что Немесида была матерью прекрасной Елены, от  бога-громовержца Зевса. Спасаясь от преследований   Зевса, она превратилась в гусыню, но Зевс настиг её, превратившись в лебедя. Немесида снесла яйцо, из которого вышла Елена, впоследствии отданная на воспитание Леде (чаще, однако, этот миф относят к самой Леде). Изображалась Немесида задумчивой молодой женщиной, окруженной предметами, представляющими некоторые символы: весы обозначали равновесие между поступками человека и воздаянием за них, уздечка намекала на необходимость контролировать поведение, меч или плеть красноречиво свидетельствовали о наказании за проступки, крылья или колесница, запряженная грифонами, символизировали быстроту воздаяния. 
   Обращаясь к Немесиде, безымянный греческий поэт называет её великой царицей, наблюдающей, как люди выполняют законы справедливости: 

«Многоплеменных людей наблюдаешь, всезрящая, жизни, 
В радость одной лишь, почтенной, тебе справедливые речи, 
Ведая стыд, ненавидишь нетвердое, хитрое слово, 
Смертный люд, налагатель ярма, пред тобою трепещет, 
Мысли людей заботят тебя, от тебя не сокрыться 
В общем потоке речей душе, возомнившей чрезмерно — 
Все ты увидишь .и все ты услышишь, и все ты  рассудишь!»

0

70

Нерей — в греческой мифологии морской бог, сын бога морских глубин Понта и богини земли Геи (по другим мифам — сын титанаОкеана и его супруги Тефиды). Нерей — отец многочисленных дочерей нереид. Являлся олицетворением спокойного моря, его чтили как доброго, мудрого и справедливого старца. Нерей помогал мореплавателям в грудную минуту. Жил он в Эгейском море между островами Самофракия и Имброс. Как и другие морские божества, Нерей мог менять свой облик и предвидеть будущее. Он указал Гераклу путь к саду Гесперид.

0

71

Океан — в греческой мифологии: 1) Титан, бог бескрайних и глубоких вод. Сын Урана (Неба) И Геи (Земли), супруг богини Тефиды. родившей ему три тысячи сыновей, речных божеств, и три тысячи дочерей-океанид. Согласно мифам, Океан выступал на стороне олимпийских богов в их борьбе с титанами. Он помог Зевсу победить своего брата Кроноса и лишить его власти. Океан постоянно живет в своем подводном дворце, не участвуя в делах остальных богов. 

2) Безбрежная река, обтекающая всю землю, в которой берут начало все реки и морские течения. Из него восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды. 
   В одном из древнегреческих гимнов дается следующая характеристика этого морского божества: 

Ты, породитель бессмертных богов и смертного люда
Круг ты земной омываешь, собою его ограничив, 
Все от тебя происходят моря и глубокие реки, 
Влага святая подземных ключей и ручьи — от тебя же.

0

72

Нефела - в греческой мифологии богини облаков. От Афаманта родила богиню Геллу и Фрикса.

0

73

Ника (Нике) — в греческой мифологии крылатая богиня победы (римская богиня Виктория). Дочь титана Палланта и океаниды Стикс. Нике участвовала в борьбе за власть Зевса с отцом Кроносом. Встав на сторону Зевса, она помогла последнему добиться победы. Зевс сделал её своей неразлучной спутницей. Нике является не только богиней побед в сражениях, но также и в артистических и спортивных состязаниях. Помогает она и богам, и людям. Нике всегда сопровождает Зевса и Афину. Её статую часто приносили в дар Афине. Изображали Нике крылатой женщиной с лавровым венком или 
пальмовой ветвью, нередко на колеснице. 

Орфическая песня дает такой образ Нике: 

... Одна отрешает людей от борьбы и умеет 
Буйный мятежный порыв в нелегком сраженье с врагами, 
В войнах, сулящих трофеи, унять, и к кому обернется — 
Тем и дарует победа свою сладчайшую славу. 
Все в твоей власти, о Ника, — и слава в любом состязание, 
Светлая, полная всяческих благ, причитается Нике.

0

74

Меликерт - в греческой мифологии младший сын Афаманта и Ино, вместе с которым обезумевшая мать бросилась в море. Боги превратили Меликерта в божественного помощника моряков, терпящих бедствие, по имени Палемон (Ovid. Met. IV 416- 31; 494-541), который в Риме почитался под именем Портун. По одному из преданий, погибший Меликерт был перенесён дельфином на Коринфский перешеек, где Меликерту-Палемону воздали почести и учредили в его честь истмийские игры (Paus. I 44, 7-8).

  Пан — в греческой мифологии бог лесов, охотников и пастухов, спутник Диониса. Считается, что он происходил из Аркадии и был сыном Гермеса и нимфы Дриопы (по другим мифам, сын Зевса и Ойнеиды). Пан родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Мать, испуганная его видом, убежала. Но Гермес обрадовался сыну и отнес его на Олимп. Ребенок развеселил всех богов своей необычайной внешностью. Но Пан не остался на Олимпе, а вырос в горах и лесах. Возмужав, он стал играть на свирели в окружении нимф и менад, водить с ними хороводы, проводя в беззаботном веселье все свое время. Но опасно обеспокоить отдыхающего Пана, он в гневе может наслать тяжелый давящий сон или жуткий «панический» страх. Греки считали, что таким страхом он поразил персов в битве под Марафоном в 490 году до н. э. 
      Пан считается изобретателем свирели. По преданию, он .был влюблен в прекрасную нимфу Сирингу, которая, однако, при виде Пана обратилась в 
бегство. Но путь ей преградила река. Сиринга умолила бога реки превратить ее в тростник. Из него Пан вырезал свою свирель и назвал ее сирингой. 
       Более счастливой была его любовь к нимфе Эхо, родившей ему дочь Иингу — птицу вертишейку. Известен миф о музыкальном состязании Пана с богом Аполлоном, которого в свое время лесной бог научил искусству прорицания. Аполлон покорил всех своей игрой на кифаре, только один Мидас восхвалил скромную свирель Пана. Оскорбленный бог-кифаред наградил его за это ослиными ушами. В древнейшие времена Пан почитался только как бог-покровитель лесов, позже его стали почитать как покровителя всей 
Природы. В Древнем Риме его культ слился с культами италийских божеств — Фавна и Сильвана.    В Гомеровском гимне к Пану мы находим следующее описание этого божества: 
автор электронной мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
"С нимфами светлыми он — козлоногий, двурогий, шумливый— 
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев. 
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают, 
Пана они призывают с курчавою, грязною шерстью, 
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов...
Часто мелькает он там, на сверкающих, белых вершинах,
Часто, охотясь, по склонам проносится, с дикого зверя
Острых очей не спуская. Как только же вечер наступит,
Кончив охоту, берет он свирель, одиноко садится 
И начинает так сладко играть, что тягаться и птичка 
С ним не могла бы, когда она в чаще, призывно тоскуя, 
В пору обильной цветами весны заливается песней. 
Звонкоголосые к богу собираются горные нимфы, 
Пляшут вблизи родника темноводного быструю пляску, 
И далеко по вершинам разносится горное эхо".
Пан наделён ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении П., так и в его облике. П.- сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (т. е. «понравившийся всем», греч. ???, «всё». Hymn. Horn. XIX). В действительности имя П. происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П.- миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Horn. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюблённости и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого П. сделал свирель (греч. ??????, «свирель»). Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побеждён, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179). П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, т. н. панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П.- помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455). П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П. (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401). П. входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии П. представлялся как божество, всё объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого П. он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27). Раннее христианство причисляло П. к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии П. соответствует Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).

0

75

Панацея  (Панакея) в греческой мифологии - "всецелительница"  -  богиня, олицетворяющая исцеление от болезней, дочь бога врачевателя Асклепия.

Пандроса — в греческой мифологии афинская богиня росы, предотвращающая засуху. Дочь основателя Афин Кекропа и его супруги Агравлы (вариант, сестра Герсы и Агравлы). Афина Паллада поручила Пандросе сохранить ларец, в котором находился младенец Эрихтоний, сын Гефеста. Любопытные сестры Пандросы, нарушив запрет богини, открыли ларец и увидели ребенка, вокруг которого обвился дракон. Одни мифы рассказывают, что дракон умертвил сестер, другие утверждают, что Афина наслала на них безумие, и они бросились в пропасть. В честь Пандросы на афинском акрополе был построен храм.

0

76

Пеан (Пеон)  - 1) Древнегреческое божество отвращающее зло. Ему приписывают исцеление Аида и Ареса. Позже Пианом стали называть богов: Аполлона, Асклепия, Диониса и других.

  Пения - в греческой мифологии богиня бедности. Ей соответствовала римская богиня Паупертата.

Перс - в греческой мифологии:
1) Титан, сын титана Крия и титаниды Эврибии, муж Астреи, отец Гекаты.
2) Царь Колхиды. Свергнул с престола своего брата Ээта, но потом был убит его дочерью Медеей, вернувшей власть отцу.
3) Сын героя Персея и его супруги Андромеды. По преданию, от него пошел род персидских царей.

   Плутос — в греческой мифологии бог богатства. В древнейшее время Плутос и Плутон, вероятно, были одним хтоническим (принадлежащим земле) божеством, ведавшим урожаем хлебных злаков. Уже у Гесиода Плутос рассматривается как самостоятельное божество. Всякий, кто удостоился любви Демеры и Персефоны, попадает под покровительство Плутоса, дарующего людям обилие запасов хлеба и стад. Юпитер, боясь, что он будет слишком пристрастно распределять свои дары, поразил его слепотой еще в 
детстве, так что Плутос не знал, кому доставалось богатство, добрым или злым. Его изображали мальчиком, держащим рог изобилия. В Фивах находилась статуя Фортуны с Плутосом на руках, в Афинах его держала богиня мира. Исцеленный в храме Асклепия, Плутос наделяет богатством бедняков и 
отнимает его у богатых. Эта ситуация производит невероятно комичные изменения в обществе, где никто не желает работать, а боги в нищенском виде нанимаются поденщиками к разбогатевшему бедняку. В классической античности Плутос стала восприниматься как некая персонификация богатства. Плутосу посвящена комедия Аристофана "Плутос", где бог изображается слепым старцем, не ведающим справедливого распределения богаства.

       Полигимния (Полимния) - в греческой мифологии одна из девяти муз, дочь Зевса и Мнемосины. Полигимния - муза серьезной поэзии, которой приписыват изобретение лиры. Полигимния изображалась в задумчивой позе со свитком в руке.

Понт   -  в греческой мифологии божество, порождение Геи. По Гесиоду, Понт не имел отца. От союза Геи и Понта родились: Нерей, морской великан Тавмант, властитель бурного моря Форкий и титаниды Кето и Еврибия. Понт олицетворение моря.

  Посейдон (в римской мифологии Нептун)— в греческой мифологии один из основных олимпийских богов. Можно предполагать, что первоначально он был связан с древним божеством, почитавшимся в виде коня. Об этом говорит прозвище Посейдона Гиппий, упоминание среди сыновей Посейдона коней и то, что позднее он почитался как покровитель коневодства; в его честь устраивались Истмийские игры с конными бегами. 
     Архаичные черты у олимпийского Посейдона находят выражение в его буйном нраве, стремлении сохранить свою независимость. Вынужденный признавать главенство Зевса, он считает себя равнымему. Посейдон участвует в мятеже против Зевса и от последствий его спасает Фетида. В союзе с Герой он оказывает помощь ахейцам, вызвав тем самым гнев Зевса. 
    Страбон сообщает, что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию — «дающему безопасность».Посейдона Гиппия — «конного» почитали в Фессалии, одной из областей Древней Греции. В другой области, Аргосе, был храм Посейдона Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море. На акрополе у святилища Эрехфея еще во втором веке почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем Посейдона. В Греции, несмотря на поражение Посейдона от Афины, он был очень почитаем. Известен храм Посейдона Фитальмия в память о бесплодии земли, пропитавшейся по его повелению морской солью, и милости Посейдона, укротившего свой гнев и прекратившего бесплодие. 
    Культ Посейдона был особенно широко распространен в ионийских поселениях Малой Азии и на островах, где его почитали как племенного бога ионийцев. В материковой Греции храмы Посейдона сооружались обычно на мысах и перешейках. Священными животными Посейдона, кроме коня, считались дельфин и бык. Из деревьев ему посвящалась сосна. 
    В Риме культ Посейдона слился с культом италийского божества влаги Нептуна. Подобно Посейдону, Нептун был богом морей и покровителем коневодства и конных состязаний. В его честь был воздвигнут храм в Риме, и 23 июня справлялся праздник — нептуналий. Гомер пишет от лица Посейдона в поэме «Илиада»: 
автор электронной мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи:
Он — громодержец, и я, и Аид, преисподних владыка;
На трое все делено, и досталося каяйдому царство:
Жребий бросившим нам, в обладание вечное пало 
Мне волношумное море, Аиду подземные мраки, 
Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо;
Общею все остается земля и Олимп многохолмный.

0

77

Прометей — в греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды, Климены (вариант — Фемиды или Асии), брат Атланта, Эпиметея, Менетия, отец Девкалиона. Прометей обладал даром предвидения, его имя означает «мыслящий прежде». Он превосходит умом братьев титанов и даже Зевса, своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа, дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.
      Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса . Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый. Александрова Анастасия электронная мифологическая энциклопедия myfhology.narod.ru
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь  В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II
1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей .Александрова Анастасия электронная мифологическая энциклопедия myfhology.narod.ru
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы' ступали хоры мужчин и мальчиков.

0

78

Протей — в греческой мифологии, морское божество, пастух тюленьих стад Посейдона, супруг богини Псаматы. Протей обладал способностью предсказывать будущее. Однако пророческим даром его мог воспользоваться отнюдь не каждый, а только тот, кому удавалось схватить стоящий облик Протея. А облик он мог принимать любой: льва, дракона, быка, журчащей воды, огня, дерева и т. д. Способность Протея менять облик, повидимому, связана со свойством воды отражать наружность того, кто в нее смотрит.

0

79

Псамата - в греческой мифологии богиня морского песка, супруга бога Протея.

0

80

Психея (Психе — «душа», «дыхание») — в греческой мифологии — олицетворение души. Обычно изображалась в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. 
    Психея отождествлялась и с отдельными функциями человеческого организма или с отдельными его частями, то есть в понятие о душе различными народами вкладывалось различное содержание, вплоть 
до представлений о том, что у человека несколько душ. 
   В общем виде, понятие о душе, несмотря на многообразие отдельных конкретных представлений, может быть описано следующим образом. Душа мыслится как тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе — нечто вроде пара, воздуха или тени. Она рассматривается как причина жизни того существа, которое она одушевляет, владея его сознанием и волей. Душа способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она может обнаруживать физическую силу и являться людям спящим и бодрствующим преимущественно как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. 
    Истоки первобытных представлений о душе кроются в попытке первобытного человека ответить на вопросы: в чем разница между живым и мертвым? Что определяет состояние бодрствования, сна, болезни? Что собой представляют образы, являющиеся в  снах и видениях? 
     Апулей в «Метаморфозах» рассказывает о полной приключений, романтичной любви Амура и Психеи. Психея — младшая дочь царя, поражающая всех своей красотой и в этой красоте соперничающая с самой Афродитой.
      Красота Психеи была поистине божественна и люди забыли Афродиту, опустели посвященные ей храмы, а к смертной деве стали возносить молитвы. 
Сердце Афродиты воспылало ревностью. Она призвала Амура, и заклинала его в качестве наказания поразить сердце Психеи любовью к самому презренному из людей. Однако, несмотря на желание Афрдиты, волею судьбы Психее суждено было стать возлюбленной Амура. Он поселил ее в своем дворце, 
окружил заботой, но приходил к ней невидимым, по ночам. 
      Коварство Афродиты, казалось бы, должно было разрушить супружество Амура и Психеи, но ничто  не может помешать настоящей любви. 
   Миф о Психее нашел отражение в творчестве писателей, художников, скульпторов: Мольера,  Лафонтена, Рафаэля, Джулио Романо, А. Кановы и др.

0


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Астральные мифы » Пантеоны Богов