Verification: 74810c1e6ec60454

Имя:

Телефон:

"Очумелые ручки"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Астральные мифы » Пантеоны Богов


Пантеоны Богов

Сообщений 41 страница 60 из 80

41

Гермес, греч.  - сын Зевса и Майи, внук Атланта, прадед Одиссея, вестник богов, покровитель путников и путешественников, проводник душ умерших. Гермес может переноситься с Олимпа в любой конец земли с помощью крылатых сандалий. Он покровительствует также торговле и посылает людям богатство. Он изобрел меры, числа и азбуку. Он бог красноречия, но также изворотливости, обмана и воровства. Когда маленький Гермес лежал еще в пеленках, он уже отличался хитростью и сообразительностью. Однажды он покинул свою колыбель, отправился в Пиерию и украл коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он приспособил им на ноги сандалии и пригнал их в Пилос. Часть коров он укрыл в пещере. Около пещеры находилась большая черепаха, из ее панциря он сделал основание для лиры, а из тонких кишок убитых коров — струны. Аполлон в поисках коров прибыл в Пилос и стал расспрашивать местных жителей. Те отвечали, что видели мальчика, гнавшего коров, но куда он их загнал неизвестно — следов нет. Тогда Аполлон подумал и догадался, кто это сделал. Он пришел к Майе и обвинил Гермеса в краже. Но мать показала ему ребенка, лежащего в пеленках. Аполлон схватил его и отнес к Зевсу, отец стал расспрашивать мальчика, но тот все отрицал. Аполлон настаивал, тогда Гермес показал ему, где коровы, а сам сел неподалеку и начал играть на лире. Аполлон знал толк в музыке, он попросил лиру в обмен на коров. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлон захотел иметь и этот инструмент и предложил свой жезл в обмен на свирель. Так у Гермеса появился жезл — кадуцей, неизменный атрибут его путешествий. Гермес использует жезл, чтобы усыплять людей или чтобы их будить. Это он часто делает тогда, когда ему надо передать послание от бога кому-нибудь из смертных, чаще всего это делается во сне. У Гермеса игривый характер. Однажды он в шутку украл у Зевса скипетр, у Посейдона — трезубец, у Аполлона — стрелы и лук, у Ареса — меч. Иногда он выполняет поручения богов, например Зевса; когда Зевсу понадобилось украсть у Геры корову, в которую превратилась его возлюбленная Ио, он обратился к Гермесу. Он убил тысячеглазого Аргоса, стерегущего Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла царице Лидии Омфале, выполняя предсказание оракула о том. Что Геракл излечится от тяжелой болезни, если будет продан в рабство и. отслужит 3 года. В поздние времена Гермеса стали величать Трисмегистом («трижды величайший») в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний. В римской мифологии почитался как Меркурий. Гомер сочинил гимн «К Гермесу»: 

Петь начинаю Гермеса Кнлленского, Аргоубийцу. 
Благостный вестник богов, над Аркадией многовечной 
И над Киллеиою царствует он. Родила его Майя. 
Чести достойная дочерь Атяанта, в любви сочетавшись 
С Зевсом-Крониоиом. Сонма блаженных богов избегал, 
В густотенистой пещере жила пышно кудрая нимфа. 
Там-то на ложе взошел к ней Кронид непогодною ночью, 
В пору как сладостный сон овладел белолокотвой Герой, 
В тайне равно от бессмертных и смертных свершился союзах.

Радуйся с нами и ты, сын Зевса-владыки и Майи! 
Песню начавши с тебя, приступаю к другому я гимну.
Гермес - Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. ????- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. - вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону  Г. вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227-306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Т. охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339-447), причём здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. Ill 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).
Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан-сын Г. - бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. Ill 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения.
Г. почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия - покровителя торговли.

0

42

Геспер, грёч. — божество вечерней звезды, которая у греков считалась самой прекрасной. Утренняя звезда называлась Фосфор, греки не знали, что это одна и та же звезда. Геспер был братом Атланта, он отдал свою дочь, нимфу Геспериду, в жены Атланту, и у них родились дочери Геспериды. Став взрослыми, они овладели прекрасным садом, в котором росли золотые яблоки, придававшие молодость тем, кто их ел. Геракла послали за яблоками Гесперид, много стран прошел неутомимый герои, прежде чем получил эти плоды. По другой версии, Геспер, сын Атланта, часто смотрел на звезды и любовался ими до тех пор, пока сам не превратился в звезду. В римской мифологии почитался как Веспер. Поэтесса Сафо написала стихи о 
Геспер: 

Все, что рассеет заря, собираешь ты, 
Геспер, обратно: 
Коз собираешь, овец, — а у матери дочь    отнимаешь.

  Гестия, греч. - богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи. Она — покровительница огня, начала, которое объединяет мир богов, общество людей и отдельную семью. Гестия никогда не вступала в брак. В Риме ей соответствует Веста, огонь ее храма символизирует государство, порядок и надежность. Гомер сочинил гимн, посвященный Гестии: 

Дом священный метателя стрел, Аполлона-владыки, 
Ты охраняешь в Пифоне божественном, дева Гестия! 
Влажное масло с твоих нистекает кудрей непрестанно. 

Этот, владычица, дом посети, — низойди благосклонно 

Вместе с Кронидом всемудрым. И дай моей песне        приятность.

0

43

Гефест, греч. — бог огня и кузнечного дела, от него зависят огнедышащие вулканы (в Риме с Гефестом отождествлялся Вулкан). Сын Зевса и Геры, Гефест родился слабым кривоногим ребенком; увидев его новорожденного, Гера с возмущением сбросила его с Олимпа, он упал в море, его подхватили Эвринома и Фетида, принесли в грот и стали воспитывать вместе в глубине Океана. Вырос Гефест могучим, с сильными руками; в гроте он устроил кузницу и поражал всех своими изделиями, однако затаил обиду на мать. Он выковал прекрасное золотое кресло и послал его на Олимп в подарок матери. Гера пришла в восторг и сразу же села в кресло, но вдруг почувствовала себя прикованной к нему невидимыми путами. Боги кинулись к ней на помощь, но тщетно: они поняли, что только Гефест, выковавший кресло, сможет спасти Геру. Послали они Гермеса, своего вестника, на край земли к Океану.
     Гермес прямо направился в грот Гефеста и стал просить его отправиться с ним на Олимп. Но ни просьбы, ни мольбы не помогали. Тут появился веселый, хмельной бог Дионис, он предложил Гефесту чашу с вином, потом другую, третью, пока, наконец, Гефест не стал таким, что его можно было вести куда угодно. Дионис и Гермес посадили его на осла и отправились на Олимп. Гефест освободил мать, остался на Олимпе и забыл обиду. Он даже помог однажды Гере в борьбе с Зевсом. Гера всячески вредила Гераклу, любимому сыну Зевса от смертной женщины Алкмены. Когда Геракл возвращался из Трои, Гера наслала на его корабли бурю и рассеяла их, за это Зевс подвесил ее за ноги на небе, привязав к ногам наковальни. Гефест освободил мать, и разъяренный Зевс сбросил его с Олимпа. Гефест упал в море у острова Лемнос и покалечил ноги, там его нашли местные жители и спасли. Гефест построил кузницу и продолжал совершенствовать свое ремесло, он выковал скипетр и эгиду Зевса, тирс Диониса, доспехиАхилла, колесницу Гелиоса, сеть, в которую попалась его жена Афродита и ее возлюбленный Арес. Гефест выковал себе из металла двух механических помощниц, которых он использовал как служанок в своей мастерской. Среди ремесленников и мастеров Афин он был самым почитаемым богом. Гимн Гефесту звучит так: 

Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым! 
Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам 
Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери, 
В прежнее время они обитали в горах по пещерам. 
Ныне ж без многих трудов, обученные, всяким искусствам 
Мастером славным Гефестом, в течение целого года 
Время проводят в жилищах своих, ни о чём не заботясь. 
Милостив будь, о Гефест! Подай добродетель и  счастье!
Гефест - олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры  (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.

0

44

Гёя "Земля", греч. — мать-земля, она первая выделилась из Хаоса, родила Уран — небо, а потом взяла его в мужья и родила от него 6 титанов и 6 титанид, среди которых Океан, Кронос, Рея, мать всех богов, ее детьми были киклопы и гекатонхейры. Гея стала также женой Посейдона, от брака с которым родился богатырь Антей, а от брака с Тартаром — чудовища Тифон и Ехидна. 
      Гея была прародительницей людей и обителью мертвых. Она не жила на Олимпе, но следила за жизнью олимпийских богов и часто давала им мудрые советы. Так, она посоветовала Рее, как спасти Зевса, ведь его отец Кронос был очень прожорлив и поедал всех своих детей. Рея вместо младенца Зевса завернула камень, который Кронос благополучно заглотнул. Она подала совет Зевсу начать Троянскую войну. Гея питает своих детей мощной силой, ее сын Антей неуязвим, пока прикасается к земле. Но ее потомство хотя и обладает стихийной силой, страдает несоразмерностью (один глаз у киклопов), уродством, в нем смешаны черты животных и людей: дочь Ехидна — полудева-полузмея. 
   Позже Гея стала хранительницей древней мудрости, судьбы и законов и ее стали отождествлять с Фемидой, с богиней-матерью Реей; с подательницей урожая Деметрой, называя Карпофорос — Плодоносная. Греки чтили Гею повсюду: и на материке, и на островах, и в колониях. 
Поэт Гесиод так пишет о Гее в «Теогонии»: 

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом 
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный... 

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Гея же прежде всего родила себе равное ширью 
Звёздное Небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду 
И чтоб прочным жилищем служил для богов всеблаженных.

0

45

Гибрис в греческой мифологии - Олицетворение непомерной гордости, желания сравниться с богами и превзойти их, нарушить установленный порядок, мать Кроса ("пресыщение"). В Афинах в 7 в. до  н.э. был возведен храм Гибрис. 
2) Мать Пана, родившая его от Зевса.

0

46

Гиганты, греч. — сыновья Геи (Земли) и Урана (Неба). Гея негодовала по поводу того, что ее дети титаны, были низвергнуты в Тартар, и родила гигантов, огромного роста, сильных устрашающих своим видом, косматых, с длинными бородами. Их нижние конечности переходили в покрытые чешуей тела драконов. Они метали в небо, скалы и горящие деревья. Особой силой отличались Алкионей и Порфирион. Гея знала, что, по велению судьбы, гиганты погибнут, если кто-то из героев примет участие в борьбе с ними. Гея знала также, что их можно будет спасти, если она найдет волшебную траву. Однако Зевс перехитрил ее, он запретил светить Эос (Заре), Селене (Луне) и Гелиосу и успел раньше Геи срезать эту траву. По совету Афины, он попросил Геракла помочь ему в сражении. Так началась гигантомахия, война богов и гигантов. Геракл напал на могучего Алкионея; он не знал, что Алкионей оставался бессмертным до тех пор, пока сражался на той земле, на которой родился. Геракл метал в него стрелы, но как только Алкионей касался земли, к нему вновь приходили силы. Так продолжалось, пока не помогла Афина, она подсказала Гераклу, что нужно стащить Алкионея с земли Паллены (Север Греции). Порфириона сразил Зевс своим перуном; Афина, преследуя могучего Энкелида, схватила остров Сицилию и обрушила его на 
голову гиганта. Погибающих гигантов добивал Геракл, расстреливая их из лука. Так была одержана победа богов над гигантами.

0

47

Гигиея, в греческой мифологии - богиня здоровья, дочь Асклепия. внучка Аполлона.

0

48

Гименей, греч. — бог брака, сын Диониса и Афродиты (вариант: сын Аполлона и музы (Каллиопы, Урании или Терпсихоры). По одному из мифов, красивый юноша, певец и музыкант, внезапно скончался на свадьбе Диониса (вариант: внезапно потерял голос). Чтобы увековечить память о его прекрасном голосе, на свадьбах стали петь торжественную песнь в честь новобрачных, которая называлась гименей. Существует предание, что Асклепий воскресил Гименея. Древнегреческая поэтесса Сафо написала стихи о Гименее: 

Эй, потолок поднимайте, —
О, Гименей! 
Выше, плотники, выше!

О, Гименей! 
Входит жених, подобный Арею, 
Выше самых высоких мужей.

  Гиперион, греч. — сын Урана и Геи, отец Гелиоса, Селены и Эос. Это «сияющий» бог, «идущий по небу», часто отождествлялся со своим сыном Гелиосом. 

  Гипнос (Гипн), греч. -  в древнегреческой мифологии бог сна. Он был сыном богини  Никты, братом бога Танатоса. Гипнос мог усыплять даже Зевса, не говоря уже о других богах. К человеку относился благосклонно. Жил он в пещере в Киммерийской земле. В этой пещере был родник забвения.

0

49

Главк — в греческой мифологии Морской бог, сын Посейдона. Главк был покровителем моряков, рыбаков и ныряльщиков. Он предсказывал изменение погоды и перемещение в море косяков рыбы. 
морское божество. От рождения был смертный, рыбак, сын Антедона (эпонима города в Беотии) или Посейдона и одной из водяных нимф. Съел случайно траву, давшую ему бессмертие и превратившую его в морское божество с рыбьим хвостом, синими руками и зеленоватой, цвета водорослей бородой. Был наделён пророческим даром, прорицал Менелаю, возвращавшемуся после взятия Трои (Eur. Orest. 356-379), а также явился аргонавтам. Известна его любовь к прекрасной Скилле, превращённой ревнивой Киркой в чудовище

0

50

Горы (оры), греч. — богини времен года; греки насчитывали сначала два времени года, соответственно были две горы: гора весны Галло («цветущая») и гора лета Карпо («изобилующая плодами»). Потом они стали выделять три времени года и, соответственно, трех дочерей Зевса и Фемиды. Эвнанию («благозаконие»), Дике («справедливость»), Эйрену (Ирену) («мир») — богини времен года и порядка в природе становятся олицетворением порядка в обществе. 
    Яркую характеристику богинь дает следующий 
посвященный им гимн: 

Оры, о дщери богини Фемиды и Зевса владыки! 
Вы, Евномия и Дика с Эйреной, счастливые много! 
Вешние и луговые, святые, в цветах бесконечных, 
Благоухаете, пёстрые, вы ароматом -цветечюлм, 
Ходите кругом, прелестные ликом и юные вечно, 
Соткан из множества разных цветов ваш пеплос росистый.

Вы с Персефоной святой играете вместе в ту пору, 
Как возвращают богиню на свет Хариты и Мойры, 
Пляску ведя круговую свою, на радость Завсу.

0

51

Грайи— три богини старости, дети морских божеств Форкия и Кето, внучки Геи и Понта, сестры горгон, обитали на крайнем западе вблизи сада Гесперид. Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз и один зуб, которыми они пользовались по очереди. Грайи охраняли горгон, и Персею пришлось иметь дело с ними, прежде чем он убил горгону Медузу. Персей забрал у грай их зуб и глаз и обещал вернуть с условием, что они расскажут ему, как достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку. Грайи повиновались, и Персей выполнил свое обещание.

Деймос, в греческой мифологии - демон ужаса, сын бога Ареса. В Риме его называли Павором.

0

52

Деметра, греч. — богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Любимую дочь Деметры Персефону полюбил Аид, украл ее, спрятал глубоко в бездне подземного царства. 
     Безутешная Деметра отправилась на поиски дочери. Приняв облик смертной женщины, она покинула небо, пришла в город Элевсин и стала воспитывать детей царя Келея и Метаниры. Желая сделать младшего сына Метаниры бессмертным, она по ночам опускала его в огонь и таким образом уничтожала смертные части тела. Мать однажды подстерегла Деметру и увидела, что она делает. Схватив ребенка, положенного в огонь, она ужасно закричала, и это нарушило всю церемонию, ребенок погиб, а мать поняла, что перед ней богиня. Старшему сыну Метаниры, Трептолему, Деметра изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов. Она дала ему зерна пшеницы, и, поднявшись в небо, он засеял всю землю. 
   Пока Деметра путешествовала в поисках дочери, земля перестала родить, засохли деревья и травы, погибли стада, начался голод. Тогда Зевс распорядился вернуть Персефону, но перед ее уходом Аид дал ей съесть гранатовое зернышко, символ брака, чтобы она не забыла жизнь в подземном царстве. Так и получилось, Персефона летние месяцы стала проводить на земле, а зимние в подземном царстве Аида. 
    В Элевсине был построен храм Деметры, и раз в году в течение девяти дней (в сентябре) совершались элевсинские мистерии, символически представляющие горе Деметры и поиски ее дочери. В Риме Деметру называли Церерой. Гомер посвятил ей гимн: 

Пышноволосую петь начинаю Деметру честную 
С дочерью славной её, прекрасною Персефонеей.
Славься, богиня! Наш город храни. Будь первая в  песне.

Гесиод посвятил Деметре стихотворение «Работы 
земледельца»: 

Жарко подземному Зевсу молись и Деметре пречистой, 
Чтоб полновесными вышли священные зерна Деметры. 
В самом начале посева молись им, как только, за ручку 
Плужную взявшись рукой, остриём батога прикоснёшься 
К спинам волов, на ярмо налегающих. Сзади с  мотыгой 
Мальчик-невольник пускай затруднение птицам готовит, 
Семя землёй засыпая. Для смертных порядок и точность 
В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.
Склоняться так до земли наливные колосья на ниве -
Только бы добрый конец пожелал даровать Олимпией...

Деметра одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.??, ??-??, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея  и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
В римской мифологии Д. соответствует Церера.

0

53

Дике (Дика), греч. — богиня правды, олицетворение справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одна из трех гор (ор), богинь времен года. Она очень сурова, неумолима к несправедливым людям, с пристрастием наблюдает за их поведением, может пронзить их мечом в самое сердце. Она хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи.

0

54

Диона, греч. — дочь Океана и Тефиды. (вариант — дочь Урана и Геи), титанида, супруга Зевса и, по одной из версий, мать Афродиты, позже отождествлялась с Герой.

0

55

Зефир - в греческой мифологии - бог западного ветра, сын Астрея и Эос, брат Борея, Эвра и Нота, возлюбленный Хлориды (Флоры), родившей ему Карпоса (бога плодов). Гарпия Подарга родила от 3ефира (вариант: от Борея) чудесных коней, доставшихся Ахиллу. В легенде об Амуре и Психее 3ефир по велению Амура унес Психею в его владения.

0

56

Зевс, греч. — верховный бог греков, отец и царь всех богов, сын Кроноса и - Реи. (в риме Юпитер) Кроносу было предсказано, что он погибнет от руки одного из своих сыновей. Когда рождались дети, Рея приносила младенцев Кроносу, и тот безжалостно проглатывал их. И тогда она решила спасти своего последнего ребенка; по совету родителей. Урана и Геи, она удалилась на остров Крит и там родила Зевса, а в назначенный день принесла Кроносу камень, который 
запеленала, как ребенка, и Кронос его проглотил. Между тем Зевс рос на Крите, нимфы Адрастея и Ида воспитывали его, кормили молоком божественной козы Амалфеи, а юные полубоги-куреты охраняли его, ударяя копьями о щиты, чтобы не услышал Кронос, когда плакал младенец. 
     Когда Зевс вырос и возмужал, он с помощью Метиды напоил Кроноса зельем, и могучий Крон изрыгнул своих детей, а также и камень, который Зевс оставил вблизи Парнаса как символ благодетельного обмана. 
    Затем Зевс начал борьбу с отцом и титанами, титаномахию, продолжавшуюся десять лет. Ему помогали гекатонхейры («сторукие») и киклопы, которые выковали Зевсу гром, молнию и перун. Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона. Началась гигантомахия, в которой также победил громовержец. 
    После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону — море, Аиду —подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению — Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон, Афина, музы. 
    На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь — постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища — амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей. Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре. 
       Зевс — отец не только многих богов: Аполлона, Афины, Артемиды, Диониса, Персефоны, но и многих героев: Геракла, Персея, Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры. Гомер посвятил Зевсу небольшой гимн: 

Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! 
Громораскатный, владыка державный, судья возлагатель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.
Милостив будь, громозвучный Кронид, - многославный великий!

Так же Зевс имеет имя Дий, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч. «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).
Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).
Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. - Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея и насылает на него своё порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).
Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи - земли и Урана - неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. - Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождём над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).
З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он даёт людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией - «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух - «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. - помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 - Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).
З. Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война - тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.

0

57

Иасион, в греческой мифологии сын Зевса (вариант: Корифа) и плеяды Электры (вариант: Электрионы), брат Дардана, возлюбленный Деметры. Древнее критское божество земледелия. Согласно одному из мифов, Иасион сошёлся с полюбившей его Деметрой на трижды вспаханном поле на острове Крит, и Зевс поразил его за это молнией. По более позднему варианту мифа, гнев Зевса был вызван тем, что Иасион совершил насилие над Деметрой. Скорбь Деметры после смерти Иасиона была так велика, что она отказалась давать урожай; тогда боги позволили Иасиону ежегодно покидать аид и возвращаться к Деметре на землю (миф аналогичен мифу о похищении Персефоны и возвращении её на землю). Возвращение Иасиона на землю символизирует смену времён года. От союза Иасиона с Деметрой родился Плутос (бог богатства и изобилия) - олицетворение плодородия земли. От Деметры Иасион получил в дар зёрна пшеницы и научил людей земледелию. По одному из вариантов мифа, Иасион был братом Гармонии, жены Кадма, на свадьбе которой он и встретился с Деметрой. Согласно Вергилию, Иасион и Дардан родились в Италии, но более распространён миф, что И. и его брат родились на Крите и оттуда переселились на остров Самофракия, где Зевс посвятил их в мистерии Деметры. Зевс повелел им распространять Самофракийские мистерии по всей земле, и поэтому братья много странствовали. 

  Илифия -  в греческой мифологии дочь Зевса и Геры, богиня родов, покровительница рожениц; посылая им острые боли, она в тоже время облегчает им страдания. Были случаи, когда Гера не допускала Илифию к роженицам: к Алкмене, рожавшей Геракла, и к Лето, которая родила Аполлона без помощи Илифии.

0

58

Инах - в греческой мифологии - сы Океана и Тефиды, отец Ио, Аргоса и Форонея, первого человека в Пелопоннесе после потопа, насланного Зевсом. Инах был богом реки, носившей его имя, и царем Аргоса. В споре Посейдона и Геры, претендовавших на Аргос, он отдал предпочтение Гере и построил ей храм. С тех пор Посейдон иссушает реку Инах каждое лето.

Ирида -  в греческой мифологии - богиня радуги, вестница богов. Так как радуга соеденяет небо и землю, Ирида считалась посредницей между богами и людьми. Ирида постоянно находилась при Гере и безропотно выполняла ее поручения.

0

59

Икел - божество посылающее людям сновидения брат Фантаза и Морфея.

0

60

Клото  -  в греческой мифологии "пряха"; старшая из сестер мойр, богинь судьбы. 
    Мойры рождены Зевсом и уранидой Фемидой, властвуют над всей жизнью человека от рождения до смерти. Клото прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни. Другие сестры Клото - Лахесис и Атропос определяют прошлое и будущее.

   Кой, в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию, дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Участвовал в титаномахии и был вместе с братьями сброшен Зевсом в тартар 

Крон (Кронос) — греческий бог времени, отец Зевса.  (в римской мифологии соответствует Сатурну) 
     Известны три пары прародителей греческих богов: Уран (небо) — Гея (земля); Крон (Хронос* немного другое чем Крон) (время) — Рея (земля); Зевс-громовержец — Гера — хранительница семейно-брачных устоев. 
    Уран и Гея произвели на свет троих сторуких пятидесятиголовых существ — гекатонхейров и троих круглоглазых великановциклопов. Устрашенный 
такой силой и мощью. Уран связал их и бросил в Тартар. 
     Следующим порождением Урана и Геи были семь дочерей титанид и шесть сыновей титанов, младшим из них и был Крон. Гея, горюющая о своих детях, томящихся под землей, подговорила титанов восстать против отца, а Крону дала кривой меч из прочного металла, или, может быть, из алмаза. Все титаны, 
кроме Океана, напали на отца. Крон совершил самое главное — лишил отца производительной силы. 
    Крон воцарился в космосе. Время, когда он был «владыкою неба», было золотым веком мифологической истории. Люди в те времена жили, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода. 
     Крон женился на своей сестре титаниде Рее (в мифологии кровнородственные браки были обычным делом). Ранее освобожденных гекатонхейров и киклопов снова низринул в Тартар. Мать Гея предупредила Крона, что и он в свою очередь будет лишен  власти собственным сыном, поэтому всех рожденных Реей детей он стад пожирать. 
     Имя Крона, происходит от греческого слова "хронос" — время, и сам он — олицетворение всепоглощающего времени. Все рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются им. Родились и исчезли в утробе отца представители нового поколения греческих богов Гестия, Деметра, Гера, Аид (рим. Плутон), Посейдон. Когда настала очередь родиться Зевсу, Рея отправилась на остров Крит и там в пещере горы Дикте родила сына, которому - суждено было стать повелителем богов-олимпийцев. А Крон вместо очередного младенца получил завернутый в пеленки камень. 
    Зевс, охраняемый куретами, вырос, стал могуч и хитроумен. Он призвал на помощь титаниду Метиду, дочь Океана, получил от нее волшебное зелье, подмешал его в питье Крона, что заставило родителя изрыгнуть камень и всех проглоченных ранее детей. В союзе с обретенными сестрами и братьями 
Зевс начал войну против Крона и других детей Урана — титанов. 
   Ужасна и упорна была эта борьба между кронидами и уранидами. Титаны были могучими и грозными противниками. Зевс вывел из Тартара киклопов, которые сковали ему перуны и громы, но и они не принесли быстрой победы. Война длилась уже десять лет, а чьего-либо преимущества видно не было. 
Тогда вывел Зевс из недр земли гекатонхейров. Целые скалы отрывали они от гор и метали в титанов, когда те приближались к Олимпу, где обосновались крониды. 
     Многолетнюю эту битву, когда все в природе стонало, содрогалось и горело огнем, назвали титаномахией. В этом мифе, видимо, отразились представления о природных катаклизмах, изменявших  ландшафт планеты. 
   Но вот титаны дрогнули, пришел конец господству безумных и безличных космических стихий, налетало время разумных человекоподобных божеств олимпийцев. Грозная сила титанов была сломлена. 
      3евс сковал их всех, в том числе Крона, и сбросил в Тартар, а сторуких поставил сторожами, 
   Так окончилось царствование Крона. Много позже орфиками был создан миф о том, как Зевс вер нул Крона из Тартара и сделал его царем «островов блаженных», находящихся на краю земли, за Океаном, где обитали только мертвые.

0


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Астральные мифы » Пантеоны Богов