Verification: 74810c1e6ec60454

Имя:

Телефон:

"Очумелые ручки"

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Растения и миф » Библейская флора.


Библейская флора.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Библейская флора. Часть 1
http://s61.radikal.ru/i174/1102/39/d086fff8d703.jpg
Если внимательно рассматривать тексты Ветхого и Нового Заветов, можно сосчитать упоминания о 120 растениях. К сожалению, в результате перевода лингвистами с иврита и арамейского на другие языки и в сравнении в оригинальной версией Библии, в одних и тех же сюжетах часто упоминаются разные растения.

Но чаще прочих упоминаются те растения, которые имели какое-либо отношение к библейскому быту. Сюда относятся употребляемые в пищу ягоды, плоды и травы, используемые в качестве благовоний и курений - "всякий злак на пользу человека" (Пс. 103, 14).

Часто в библейской флоре приведены те растения, которые не приносят пользы человеку, а напротив, причиняющие ему вред, ярко обозначена роль сорных и водяных растений. Наконец, в Библии часто упоминаются те растения, которые поражали человека своими размерами, красотой или благоуханием. Их названия часто употребляются для поэтических сравнений и метафор.

Руководствуясь указанными соображениями, можно построить своего рода систематику библейской ботаники.

Растительная пища библейского народа

К первому классу библейской систематики растений можно отнести растения и плоды, употребляемые человеком в пищу. На первое место выстраиваются типичные сельскохозяйственные злаки: пшеница, ячмень, полба, а также лён, мята, анис и тмин, десятину с которых, как известно, евреи отдавали в храм.

Не меньшее значение имели огородные овощи - горькие травы, очень любимые евреями, а в частности - лук, чеснок и кориандр - растение из семейства зонтичных, огурцы и дыни, которые евреи ели в Египте.

Особняком от этих обычных пищевых растений стоит так называемая манна, которой евреи, по Библии, питались в пустыне. По современным представлениям манна - это сахарообразное вещество, выделяемое некоторыми растениями при надрезах, уколах, укусах насекомых. При укусе червецом Coecus mannipurus из растения Tamarix gallica выделяется подобная манна; она и сегодня собирается на Синайском полуострове монахами, которые продают её под именем "Библейская манна". Но надо полагать, что скорее к библейской манне в пустыне имеет большее отношение лишайник Lecnora esculenta (или аспицилия съедобная Aspicilia esculenta), который не только встречается в описываемых Библией местах, но и переносится ветром. Поэтому неожиданное появление чего-то растительного в пустыне могло не только вызвать удивление голодных путников, но и показаться небесным даром. По-еврейски манна Man-hu? означает "что такое"?

В Палестине всего два растения играли наиболее важную роль в жизни израильского народа, это – виноград и маслина. Они упоминаются в Библии на всём её протяжении. Вначале виноградники в Палестине были большой редкостью, и только евреи принесли с собой культуру винограда из Египта, о чем подробно рассказывается в 79-м псалме.

Из фруктовых деревьев на особом счету у евреев находилась смоковница, называемая у нас на Кавказе инжиром (Ficus carica). Это растение, приносящее всем известные фиги, или «винные ягоды». Одно из деревьев, по свидетельству евангелистов, было проклято Иисусом Христом, не нашедшим на нём ягод для утоления своего голода.

Из других фруктовых деревьев в Библии упоминаются: сикомора – египетская смоковница (Ficus sycomorus) в Псалме 77, финиковая пальма, изображение которой даже красовалось в Храме Соломона, яблоня (Пес. Пес. 8, 5), ореховые деревья (Пес. Пес. 6, 11), целый сад которых, согласно свидетельству Иосифа Флавия, находился на берегу Тивериадского озера, и рожковое дерево (Ceratonia siliqua), плодами которого кормили свиней, и которыми питался евангельский блудный сын и Иоанн Креститель. Это те самые «рожки», что в прошлые века встречались на наших ярмарках как народное лакомство, а палестинцам служили пищей для бедняков. Растут рожковые деревья семейства бобовых в Палестине, Средиземноморье, Индии и Египте. Однако произвол переводчиков канонических текстов привел к тому, что теперь очень многие ошибочно полагают, что в Евангелии библейские персонажи ели желуди. Известный исследователь Жак Фаррар утверждал, что будучи как-то в Палестине, попробовал эти рожки: они оказались волокнисты, сладковаты, жестки и практически непригодны для питания. Разве тоже самое нельзя сказать о желудях? Возможная «подтасовка» фактов в Библии и подмена одних видов растений другими не случайна, а объясняется тем, что переводчики были знатоками Священного Писания, но почти совсем далекими от ботаники. Так, неизвестным в России растениям священнописатели старались найти аналогичную замену более понятными и знакомыми людям.

Библейские растения, используемые в быту

Ко второму классу библейских растений можно отнести те из них, которые употреблялись в качестве строительных материалов и шли на различные поделки. Среди таких часто встречается растение под названием ситтим - аравийская акация, или Acacia Werk, растущая в пустынях от Аравии и до самой Эфиопии, и из которой были сделаны принадлежности в скинии Моисея. Не менее часто фигурируют в Библии кедры ливанские, кипарисы и маслины, из стволов которых были построены храм и дворец Соломона, и какое-то дерево «гофер» из рода кедров или кипарисов, из которого был изготовлен ковчег Ноя.

Из других деревьев, употреблявшихся в дело, в Библии упоминается дуб Маврийский - это растение и теперь показывают в Палестине набожным паломникам, с верой несущих домой его желуди. В качестве строительных материалов упоминаются тополь, миндаль и явор (Быт. 30, 37), из которых делали трости. Часто фигурирует иссоп – вероятно, это Hyssopus officinalis или, по тому же Фаррару, какое-либо из двух растений: Capparis spinosa или Stachys cassia. Стебли иссопа употреблялись также в качестве тростей, прутья шли на кропила-кисти (Лев. 14, 51) и кроме того, из него получали иссоповое масло (Пс. 50, 9). Пучком иссопа, обмоченным в крови ягненка, зарезанного под Пасху, евреи мазали перекладины и косяки дверей своих жилищ (Исх.12:22 ). Иссопом, омоченным в крови птицы, кропили семь раз на очищаемого от проказы (Лев.14:4).

Библейские растения — наркотики и афродизиаки

К третьему классу относятся растения, предоставляющие благовонные курения и мази, а также обладающие наркотическими свойствами. Они все упоминаются в Песне Песней – книге Соломона, полной восточной поэзии и красоты, этакой библейской поэме любви: в ней «прославились» своими волшебными свойствами алоэ, корица, нард, мирра и мандрагора. Нард или восточная валериана
– благовонное растение семейства валериановых, встречающееся в северной и восточной Индии – Valeriana Nardostachys Iatamansi; из него приготовлялись благоуханные мази, которыми помазывались на Востоке на пирах.

Мирра (или Смирна в греческой транскрипции) благовонная смола с резким запахом из дерева Balsamodendron Myrrha, растущего в Индии, Египте и Нубии и, вероятно, культивировалась Соломоном в его садах. Смолу мирры использовали для курений, в спальнях богатых женщин, эта смола клалась в складки платья (Псал. 44, 9). У египтян употреблялась при бальзамировании, а у евреев – при погребении.

Мандрагора – это растение семейства пасленовых, корни которого напоминают человеческую фигуру, используемое в культовых обрядах. Обитающее в средиземноморской области Atropa Mandragora - один из видов белладонны, с маленькими цветочками, не более одного метра высотой. На нём завязываются плоды: маленькие желтовато-румяные ягоды-семянки, обладающие сильным запахом. Древний историк Плиний рассказывает, что арабы употребляли их в пищу, хотя эти ягоды и оказывали снотворное действие. Мандрагоры служили также для приготовления различных «приворотных» зелий, о чём часто встречается упоминание и в Библии.

Автор статьи - начинающий писатель и путешественник под псевдонимом bakinskiy

+1

2

Библейская флора. Часть 2
http://s006.radikal.ru/i214/1102/04/708e20280265.jpg
Этот рассказ - продолжение статьи Библейская фолора, начало - см Часть 1. Четвёртый класс библейских растений широко охватывает собой те, которые библейских персонажей поражали своей мощностью, красотой или благоуханием, часто служили поэтическими сравнениями и уподоблениями, или употреблялись как украшения. Сюда относятся платаны, пальмы, ветви которых под именем «вай» бросались в торжественных случаях на пути процессий; горчичное дерево, с миниатюрным зерном которого, развивающимся в могучее дерево, Спаситель некогда сравнивал своё учение. Из травянистой растительности особенно привлекательными казались шафран, кипер, нарцисс, полевая лилия, роза и вообще луговые цветы.

Кипер, упоминаемый в Песне Песней – это Lawsonia alba, растение, встречающееся в Египте, Персии и Аравии. Бело-желтые цветы кипера очень напоминают виноградные кисти, а запах – резеду. Это – любимые цветы восточной женщины. Нарцисс Саронский, встречаемый под таким наименованием в Песне Песней, имеет скорее, как полагают, общее неопределенное значение, чем нарцисс; исследователь Гезениус, впрочем, полагает, что это безвременник осенний Colchium autumnale.

Также неопределенны мнения толкователей Библии относительно лилии, о которой кроме Песни Песней упоминается в известном сравнении Христа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Не трудятся, не цветут, но и сам Соломон во славе своей не одевался так, как каждая из них». В славянской и греческой библиях лилии названы «крином сельным» (kpivoc), в латинской – Lilium, но несмотря на это Гезениус и Фаррар под лилией подразумевают вообще полевые цветы. Можно, однако, допустить в изречении Христа некоторую игру слов – царственные одежды Соломона сравниваются с одной лилией, известной под названием Kaiserkrone (царская корона). Эта лилия (Lilium martagon) встречается и в лесах России под именем «царских кудрей».

Розы упоминаются в разных местах Библии, но в одном случае (Сирах. 24, 14) говорится о розовых кустах в Иерихоне. Быть может здесь подразумеваются не настоящие розы, а растение из семейства крестоцветных «Иерихонская роза» - Anastatica hierochuntica, обладающее замечательными гигроскопическими свойствами: будучи высушенным, маленький кустик этого растения при вспрыскивании водой вновь как бы оживает, распуская свой зонтик крестообразных цветков. Оно собирается близ Иерихона и нередко приносится паломниками. Пишущему эти строки приходилось встречать его, как священный амулет, в продаже у стен Киевской лавры.

К пятому классу мы отнесём водяные и прибрежные растения. Из них в Библии упоминаются ивы или вербы, у рек вавилонских, на ветвях которых евреи, будучи в плену, вешали свои арфы (Псал. 136, 2) и ветвями которых украшали свои «кущи» (Лев. 23, 40), осока (Сирах. 40, 16), трость, ветром колеблемая – по Фаррару – палестинский камыш (Arundo donax) и различные водоросли.

Мать Моисея поставила ковчег с сыном не в тростниках, как обычно понимают, а, по буквальному переводу с еврейского suf – водоросли. В книге Иова упоминается (8, 11-18) два водяных растения, названных в русской Библии тростником и камышом, а в еврейской – gome и achu. Первое, по-видимому, - известный египетский папирус (Cyperus papyrus), а второй, цепкое как лиана, - очевидно, какая-то водоросль.

В шестой класс войдут сорные растения. По Библии они – символ всяких бед и несчастий. Проклятая земля должна была взрастить Адаму тернии и волчецы, то есть колючий кустарник и чертополох (Carduus), за которым название «волчец» сохранилось еще и доныне. В притчах Христа часто упоминаются вообще плевелы. В книге Иова – «зелень подле кустов», по-еврейски maluach, что соответствует нашей лебеде (Chenopodium). Упоминаются как негодные растения также куколь (Agrostema), можжевельник (Juniperus) и другие – именно в книге Иова (30, 4 и 32, 40).

Тернии, терновый куст встречается в Библии особенно часто. Так, например, Моисей видел однажды в пустыне горящий терновый куст. На Спасителя был возложен венок также из терний. Фаррар полагает, что это было растение, носящее и в ботанике имя Христа – Zizyphus spina Christi, или же Zizyphus lotus. Последний особенно обилен на берегах Галилейского моря, и иглы его причиняют очень острую боль при ранении.

К сорным растениям можно причислить и ту загадочную «проказу», от заражения которой еврейские священники должны были, согласно предписания закона, предохранять жилища евреев (Лев. 14, 6, 37 и 51). Двое других известных исследователя - Соммер и Камфаузен – подразумевают под этим именем лишайные образования на выветренных и отсыревших камнях домов. Лишаи genus spiloma и lepraria очень схожи с сыпью на коже и, очень возможно, что при тогдашнем состоянии знаний могли быть приняты за настоящую проказу, поражающую вместе с самим человеком и его жилище.

Впрочем, для многих растений из Библии так и не удалось подыскать ботанического названия и установить их тождество с нынешними растительными формами. Таковы, например, «древо познания добра и зла», роковые яблоки которого были причиной изгнания первого человека из Рая, а также и «древо жизни», игравшее также важную роль в жизни первого человека.

Автор статьи - начинающий писатель и путешественник под псевдонимом bakinskiy

+1


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Растения и миф » Библейская флора.