Verification: 74810c1e6ec60454

Имя:

Телефон:

"Очумелые ручки"

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Культура » Легенды и мировой фольклор


Легенды и мировой фольклор

Сообщений 21 страница 37 из 37

21

В большинстве стран считается,
что черные кошки приносят несчастье. Самое распространенное суеверие - когда черный кот перебежит вам дорогу это принесет непременно несчастье. Если только не поплевать через левое плечо, или вообще не пойти другим маршрутом. Хотя владельцы черных котов утверждают обратное, что их любимцы приносят им только удачу, переходя перед ними коридоры и дороги с утра до ночи. Видимо подобным же образом думали некоторые суеверные англичане. Здесь такой окрас кошки играл большую роль. Черный кот сам по себе как и повсюду носил мистические черты. Встреча с таким животным могла сулить опасность. Исключение делалось как раз таки лишь собственному черному коту. В некоторых районах Англии верили, что в доме с черными котами никогда не переведутся любовники. Веря в это , особенно любвеобильные женщины всегда заводили себе черных котов.

0

22

В холодной Скандинавии
черных котов почти не замечали, зато с большим трепетом относились к серым. Они, так же как и в Англии, сулили большой успех на любовном фронте, ведь серый кот был атрибутом скандинавской богини любви – Фрейи. Ее колесница была запряжена именно несколькими серыми котами.
        На Руси, как и везде, к кошкам было двоякое отношение. Но все же, чаще кошку почитали, как существо приносящее удачу и порядок в дом. И дело было не только в том, что она стерегла амбар от мышей, а в том, что кошка была неотрывно связана с домовым. Как известно домовой призван хранить порядок и покой в доме, а кошка, как его помощница, а подчас и само воплощение домового духа, только способствовала этому. Именно по этой причине с древних времен в новый дом пускают первой кошку – потому что в ее воплощении домовой переходил в новое жилище. Кошку нельзя было обижать, иначе домовой может обидеться и тогда в доме гарантирован беспорядок. И животному и домовому духу ставили молоко под печку, любимое их лакомство. По поведению кошки определяли, в каком настроении домовой. Если кошка умывает лапками мордочку, жди гостей. Если кошка спит и прячет мордочку в лапках, будет похолодание. Часто кошка ложиться человеку на больное место и как бы вытягивает болезнь. Кот довольно популярное мифологическое существо и упоминается во многих русских сказках. Кот-Баюн был наделен особым голосом, таким, что его слышали за семь верст, и видеть мог за семь верст. Своим мурлыканьем мог нагнать на человека вечную дремоту, которая была не отличима от смерти. Кот Котофеич, Ученый кот у Пушкина, а так же Земляная кошка, с горящими ушами, в сказках Бажова, охраняла клады.
       Было еще множество разных суеверий, циркулирующих во многих странах, которые конечно все невозможно перечислить из-за их количества и разнообразия. Какое именно поверье является правильным и верным выбирать вам, но наверное в любом случае не стоит забывать, что кошкам поклонялись как богам и верили в их сверхъестественные силы о которых те молчат до сих пор. И как знать, возможно, когда ваша кошка неожиданно уставилась в пустой угол, не увидела ли она там пробегающего домового?
 
Анастасия Александрова

0

23

Авгуры и пернатые экстрасенсы

     Жрецы в древней Греции и Риме питали особую любовь к птицам. Есть множество свидетельств того, что при оракулах были специальные помещения для птиц, в том числе и для голубей, среди которых водились почтовые. С их помощью жрецы могли, например, знать результат сражения, происходившего на большом расстоянии в тот же день. А потом сообщать его народу как откровение божества. Таких жрецов называли авгурами.
Однако пятый царь Рима Тарквиний Приск (616-578 гг. до н.э.) был человеком здравомыслящим и в чертовщину не верил. Его раздражало гадание по полетам птиц, официально установленное основателем Рима Ромулом. Как-то в его присутствии главный птицегадатель Навий заявил, что "нельзя ничего ни изменить, ни учредить наново, если того не позволят птицы".
Тарквиний разозлился и спросил:
- Ну-ка, божественный, посмотри по своим птичкам: может ли исполниться то, что я сейчас держу в уме?
Навий поколдовал над птичками и ответил утвердительно. Царь расхохотался:
- А загадал-то я, чтобы ты бритвой рассек оселок! Сделай-ка теперь то, что тебе возвестили птицы.
Жрец спокойно взял в правую руку бритву, а в левую камень. Ударил лезвием по оселку. И он раскололся...
Так об этом рассказывает римский историк Тит Ливии. Но случай, когда жрецы пользовались якобы откровениями крылатых птах, отнюдь не единственный. Примерно в 546 г. до н.э. другой Царь провел первое в истории исследование, как теперь принято говорить, паранормальных явлений.
Царь Лидии Крез славился своим фантастическим богатством. По-видимому, он тоже был скептиком и верил больше в золото, чем в бабьи бредни. Однажды он решил пойм на мошенничестве славившегося во  всем древнем мире Дельфийского оракула.
Крез послал в Дельфы, находившиеся примерно в 600 км от его столицы, курьеров со спецзаданием. На сотый день с момента отправления они должны были спросить у жрецов при храме Аполлона, что в данный момент делает царь Лидии Крез, записать ответ и вернуться домой.
Наступил назначенный день, и царь стал колобродить на всю катушку. Среди прочих глупостей он сделал и такую: сварил в одном котле черепаху и ягненка. Каково же было его изумление, когда посланные вернулись из Дельф и представили полный отчет о монарших подвигах.
Более всего Креза поразили такие слова оракула:
"В грудь мою запах проник облаченной в доспех черепахи,
В медном варимой котле меж кусками бараньего мяса.
Медь распростерта над ней и медною ризой покрыта".
Как после этого не зауважать Оракула? Крез послал в Дельфы щедрые дары, среди которых, по словам Геродота, рассказавшего эту историю, были массивные золотые статуи и 6 тонн золота в слитках.
Современные исследователи не столь легковерны. Они считают, что царя Лидии жуликоватые жрецы просто "кинули". При дворе Креза находился их агент, который отправил начальникам с почтовым голубем информацию о дурачествах царя. Хорошо натасканная птица примерно за 7 часов покрыла расстояние от царского дворца до Дельф. Это она сделала в течение дня, когда производился эксперимент.
Да, жрецы бдительно хранили свои профессиональные тайны. Но иногда давали маху, как и простые смертные. Тот же Геродот рассказывает, как некий Аристодик выкрал всех птиц, обитавших на территории храма Аполлона в Милете. Разгневанные жрецы объявили Аристодика "самым великим грешником среди людей". Но этим фокусникам не столько было жалко птичек, сколько досадно было, что их раскусили.
...Что же касается фокуса с бритвой и бселком, то остается только гадать. Может, птицегадатель был талантливым иллюзионистом? А может, что-то напутал историк Ливии, живший спустя 500 лет после описываемых событий... Впрочем, чего только не бывает. Раз в году, говорят, и метлы стреляют.
Мир новостей 2 декабря  2000 г. №4

0

24

Тайны древних мистерий

     Мысль о смерти неуклонно преследует человека на протяжении всей истории. Люди думают о ней, боятся и всячески пытаются познать ее, так как смерть своего рода мост между миром реальным и потусторонним.
     Наверное, самым известным и распространенным культом у древних народов был куль плодородия, умирающей и воскресающей природы, который из языческих времен потом органично влился в известные христианские сюжеты и обряды. С этим культом у некоторых народов были связаны так называемые мистерии. Празднества с тайными ритуалами к которым старалось приобщиться как можно больше людей. Наиболее древними и более менее известными были египетские мистерии, посвященные умирающему и воскресающему богу Осирису. Расцвет культа этого бога относится примерно к 1800 г.д.н.э. В городе Абидос совершались особые празднества мистерии. Они были двух типов: первые были более публичные и представляли собой инсценировки фрагментов мифа об Осирисе. Вторые же были крайне засекреченными и закрытыми. Довольно скудные сведенья о них дают труды греческого историка Геродота (I в) и некоторые фрагменты «Текстов пирамид» записанных прямо на стенах гробниц примерно в 2500 г.д.н.э.
Известный миф рассказывает о том, что великий Осирис правил некогда Египтом очень справедливо и мудро. Он научил людей земледелию, ремеслам и поклонению богам. Все это время рядом с ним находилась его супруга и сестра Исида, а так же брат Сет, коварно строивший за спиной у Осириса план по его свержению. И вот в один прекрасный день, на пиру Сет придумал развлечение – всем гостям предлагалось ложиться в специально подготовленный шикарный гроб (тот был очень красивым и украшен множеством драгоценных камней). Тому кому гроб придется по размеру Сет обещал его подарить. Когда в гроб улегся Осирис Сет захлопнул крышку и бросил саркофаг в Нил. Осирис естественно погиб. Исида, узнав о случившемся, поспешила в Библ, забрать останки мужа из гроба, в надежде воскресить его, но Сет опередил ее. Он разрубил покойного на 14 частей и разбросал их по всему Египту Однако Исиде, безутешно горевавшей по мужу и брату, удалось отыскать куски и оживить Осириса. Это позволило ей чудесным образом зачать и родить сына Гора – защитника людей от зла и продолжателя дела отца. В дальнейшем Гор смог отомстить Сету и убить его. Именно сцены из этого мифа разыгрывали жрецы и первые, так называемые актеры перед публикой во время публичных мистерий. В конце этой части празднеств наступал кульминационный момент – подъем колонны Джед. Она была увенчана четырьмя капителями и перьями, которые аллегорически представляли Осириса. Сначала колонна лежала на земле, символизируя мертвого бога, а когда колонну устанавливали в вертикальное положение - это означало воскрешение. После этого торжественная процессия вносила ладью со статуей Осириса, пронося ее вокруг людей, а затем ее вновь уносили в храм. Там продолжались тайная часть мистерий, приобщения людей к высшим знаниям о жизни и смерти, о которой доподлинно ничего неизвестно. Кстати, публично разыгранные сцены мистерий из мифа об Осирисе считаются родоначальницами театральных представлений. Как известно, театр как мировое явление был создан в Греции. Греческие трагедии до сих пор являются классическими образцами этого жанра, а свое начало они взяли в тайных мистериях, которые их Египта были перенесены в древнюю Элладу.

0

25

Здесь было два широко
известных культа умирающей и воскресающей природы. Один находился в Эливсине и был посвящен богине Деметре и ее дочери Персефоне. Празднества проходившие там известны как Эливсинские мистерии. Дионисийские мистерии, вторые по значению, не имели какого-то особого центра культа бога. Они проходили по всей Греции, на Крите, во Фракии. 
          Эливсинские мистерии считаются наиболее классическими. Хотя до сих пор не удалось полностью реконструировать все действия, которые проходили за закрытыми дверями храма. Примерно с 700-400 г.д.н.э. толпы пилигримов стекались со всей Греции в город Эливсин в начале сентября. В это время 10 дней подряд проходили празднества в честь богини плодородия Деметры.
      Как и в египетских мистериях, праздник в Греции начинался красочным шествием. Процессия двигалась сначала из Эливсина в Афины, а потом обратно. На протяжении нескольких дней жрецами и мистами (посвященными в мистерии) разыгрывались сцены их жизни Деметры и ее дочери Персефоны. Наиболее известный миф о богинях изложен у Гомера «Гимн Деметре». Он рассказывает о том, как однажды Аид, бог загробного и подземного царства увидел юную Персефону, собирающую цветы, и влюбился в нее без памяти. Он стал просить руки дочери у Деметры, но так никак не хотела отдавать Персефону замуж за мрачного бога. Тогда Аид похитил девушку и скрыл ее под землей. Деметра девять дней скиталась по земле с заженными факелами, ища свою дочь. На десятый день, измученная и опечаленная потерей, она забрела в Эливсин, где ее приютил у себя царь Келей. Его дочери развеселили богиню, заставив забыть о горе. В благодарность за это Деметра стала кормилицей сына Клея. Она давала ему амброзию и закаляла в огне, чтобы тот стал бессмертным. Когда это увидел испугавшийся царь, ей пришлось раскрыть свою божественную личину. Тогда Келей решил воздвигнуть храм богини Деметре, которая напоследок, перед уходом научила царя проводить мистерии. Пока богиня горевала, земля перестала давать урожай и покрылась снегами. Повсеместно царил голод и разруха. Боги испугались, что все люди погибнут, и некому будет приносить жертвы богам. Они повелели, чтобы Аид вернул Персефону матери. Перед ее возвращением подземный бог заставил жену проглотить 3 гранатовых зернышка, как залог их любви. Из-за них Персефона была обязана в свое время вернуться к мужу в загробный мир. Теперь она две трети года проводила с Деметрой и тогда природа буйствовала, давала урожай, и одну треть Персефона проводила с Аидом. Тогда богиня мать была  в горе и на земле царила зима.

0

26

На четвертый день празднеств начинались жертвоприношения,
пост и подготовка к торжественному возвращению в Эливсин. Жрецы, мисты, певцы и музыканты выходили в путь рано утро, а святилища богини достигали поздно ночью, при свете факелов. Сами мистерии проходили в последние 2 ночи, и что было на них, до сих пор никому неизвестно. Все прошедшие через причастие обязывались строго хранить молчание. О том насколько хорошо соблюдался этот обет мы можем судить по тем скудным сведеньям дошедшим до нас. 
     Главным в мистериях было прохождение посвященными, духовного пути Персефоны. Ее умирание и воскрешение. Археологические раскопки и некоторая известные данные показали, что главным в дни причастий был некий специальный напиток кикеон, который приготавливали из смеси воды, муки и приправ. Некоторые характеристики празднеств позволяют сделать предположение, что в напиток добавлялся некий галюциногн, который давал участникам мистерий действительно реально пережить смерть и возрождение из царства Аида. Это было своего рода очищение души и приобщение к тайнам бытия. Прошедшие через мистерии более могли не бояться, что после смерти они попадут в мрачные подземелья загробного мира, что их теперь непременно направят на елисейские поля (аналог христианского рая). Кое кто считал, что без мистериального посвящения вообще невозможно попасть в загробный мир. Души, не прошедших через мистерии, вынуждены будут вечно скитаться над землей в поисках успокоения. Например, известен греческий миф о двенадцатом подвиге Геракла, которому царь Эврисфей приказал привести ему страшного трехголового пса Цербера, охранявшего вход в подземное царство Аида. Геракл перед походом туда прошел посвящение в эливсинские мистерии, иначе он не мог отправиться в аид. Можно предположить, что во время церемонии ему дали своего рода инструкции, как попасть на «тот свет» и вернуться обратно. Мы знаем, что Гераклу это удалось совсем неплохо.

0

27

Погребальный характер мистерий доказывают
и одежда мистов, окрашенная в пурпур, а пурпур в представлениях греков ассоциировался не только с праздником, но и со смертью. Миртовые венки, украшавшие головы жрецов были одним из атрибутов загробного мира: предполагалось, что души умерших могут обитать именно в миртовых рощах. Так же обязательными атрибутами праздника были специальные чаши, колосья разных злаков и факелы.
Через эливсинские таинства люди преодолевали страх гибели, приобретали скрытые от непосвященных знания и устанавливали своего рода связь между двумя мирами, земным и подземным (загробным). Таким образом древний миф и мистерии легли в основу идеи о бессмертии души, дававшей надежду множеству людей независимо от социального статуса.
     Вторыми по популярности в Греции были Дионисийские мистерии. Дионис (второе имя Вакх или Бахус) был богом винограда, виноделия и праздников, но в своей древней ипостаси он еще был богом умирающей и воскресающей природы. Архаическое имя Диониса было Загрей. Его отец великий Зевс Критский даровал сыну власть над миром. Это очень сильно задело гордость жены Зевса – Геры, ведь Загрей получивший власть был не ее сыном, а сыном Персефоны. Гера натравила на Загрея-Диониса могучих титанов и те, заманив мальчика при помощи игрушек, растерзали и съели его. Разгневанный Зевс испепелил убийц сына, а из одного оставшегося кусочка Аполлон вновь возродил Загрея-Диониса.
В дионисийских мистериях (еще их называли критскими мистериями по месту проведения самых обширных празднеств), как и во всех предыдущих сначала разыгрывались сцены мук Диониса из страшного мифа. Участники грубо разорвав быка зубами с криками и воплями бродили по лесам. Сообщается, что иногда жертвенное животное было живым во время этого страшного ритуала. Жрец нес ларец и говорил, что внутри лежит сердце бога. Какофония, создаваемая музыкальными инструментами как бы имитировала звуки погремушек Загрея. Поскольку Дионис часто представал в виде животного: быка или козла, использование причащения с помощью мяса означали соединение с божеством, путем предания его плоти (эти древние корни мистерий можно различить и в обрядах христиан. – ср. «плоть и кровь Христовы» на причастии). Дионисийские таинства так же были связаны с идеями о загробном мире, надеждой на лучшее будущее умершей души и похоронными обрядами. Правда, в отличие от эливсинских мистерий, где похоронный обряд и торжественные процессии были проникнуты крайним трагизмом, здесь же церемонии вакхантов (участников) проходили крайне эмоционально, порой излишне весело. Известное слово вакханалия берет свое начало именно в дионисийскиъ мистериях.

0

28

В противоположность мистериям Деметры,
вакхические таинства не имели ни постоянных жрецов, ни определенных святилищ, и были доступны более простому люду. Оргии в честь бога были известны даже в Македонии и Фракии. Культ Диониса был культом вина, веселья, отказа от однообразной, скучной жизни, буйства свободы. Женщины посвящавшие себя этому богу на время мистерий именовались менадами и вакханками, а мужчины, облачавшиеся в козлиные шкуры – сатирами и силенами. Именно они разыгрывали сцены из жизни Диониса и были главными действующими лицами. Правда, куль и дионисийские мистерии осуждались еще в античные времена за излишний разврат и исступленное веселье, которому придавались члены культа и посвященные мисты.
У славян тоже имелись свои обряды, носившие явный мистериальный характер. Хотя от настоящих таинств, носивших глубокий сакральный смысл, связанный с круговоротом жизни и смерти осталось очень мало, но то, что такие празднества проводились, дают возможность предположить, что в древности они были похожими на греческие мистерии. Например, опахивание деревни в случае массового падежа скота и для охраны от злых сил. Этот обряд описан у Снегирева и некоторых других исследователей славянский верований. Обряд был чем-то похож на дионисийские мистерии. Особенно в своем шествии полунагих, обезумевших женщин, которые пели особую песню-заговор. Ночная процессия распределяла роли так: впереди шли три девицы с образом св. Власия, покровителя скота (в языческие времена это был бог Велес) и со свечами. За ними – три вдовы. После них тащили соху, но так, чтобы непременно оставался след на земле. С ней обходили всю деревню, прося матушку-землю защитить от смертельных опасностей – т.е. от смерти. Затем одна женщина садилась на метлу и затирала этот след. Далее люди с косами, серпами, прочим хозяйственным и домашним инвентарем, с факелами возвращались домой, а по дороге перепрыгивали через разжигаемые тут же костры. Шествие сопровождалось криками и особыми песнями. Более глубокое изучение славянских мистерий затрудняется отсутсвием достаточных археологических данных и прочих сведений о язычестве, многие из которых были просто-напросто уничтожены во времена крещения Руси.
    Современный мир не так далеко ушел от античного прошлого. Ведь даже сейчас, почти каждый из нас в той или иной степени был участником мистерий. Крещение, причастие и похороны, по своей сути как раз и есть таинства связанные с мистериями. Главная же мысль объединяющая все эти действия – это надежа на лучшее будущее после смерти, проникновение в тайны бытия, прикосновение к другому миру, который возможно не имеет ни границ, ни сословных разделений. Как известно смерть уравнивает всех, но люди всегда хотели перебороть страх перед этой всепоглощающей стихией, а потому стремятся себя подготовить, пускай и с помощью таких странных действий как мистерии.

0

29

Пирамиды майя испускают трель кетцалькоатля

     Если подойти к пирамиде Какулкан, расположенной на полуострове Юкатан в Мексике, и похлопать в ладоши, то раздастся эхо. В нем явственно слышится голос квезала, или кетцаля (Кетцалькоатля) — священной птицы майя. Американский акустик Дэвид Лабман считает, что таким способом (хлопая в ладоши) индейцы подражали во время богослужений крикам чтимой ими птицы. Как же им удавалось имитировать ее голос? С помощью архитектурных ухищрений. Отличительная особенность этой пирамиды, построенной около 1300 лет назад, — очень высокие и короткие ступени.
Сперва звуковые волны достигают нижних ступеней и отражаются от вертикальных плоскостей. Отраженные волны накладываются друг на друга так, что сохраняются лишь высокие тона. Низкие же тона взаимно уничтожаются. Потом звуковые волны достигают верхней части пирамиды.
Здесь они отражаются от краев ступеней. Теперь уже все происходит наоборот. Низкие тона усиливаются, а высокие — ослабевают. Причиной тому — опять же широко расставленные ступени. Вот так и возникает уникальное ниспадающее эхо, точь-в-точь напоминающее крик птицы кетцаля.
Затерянный мир 2\2000

0

30

Сфинксы и гаргульи живущие в Москве

         Гуляя по старым улочкам Парижа, Праги или Москвы можно заметить, что в них обитают не только туристы и обычные горожане, на фасадах старинных зданий можно обнаружить примостившихся диковинных каменных существ. Полулюдей и полузверей, безмолвно застывших в самых причудливых позах с невероятными гримасами на лицах и мордах. Они встречаются около старинных зданий или на них в виде статуй и барельефов. Названия подобных диковинных животных мы порой даже не знаем, но не вольно задерживаемся около них, чтобы получше разглядеть. Никто особо не задумывается о том, что подобные каменные украшения делались не просто так для красоты, а еще и с особым умыслом.
Традиция ставить рядом или на храме, дворце или гробнице статуи уходит своими корнями в глубокую древность, а именно в жаркий Египет. Но тогда этим статуям придавался особый смысл – охранный. Египтяне придумали вырезать из камня неких мифических существ (сфинксов) для охраны гробниц и дворцов от потенциальных вандалов или грабителей. Египетский сфинкс выглядел как лев с человеческой головой, чертами лица часто напоминающий правящих фараонов. Позже, в Греции, сфинкс стал  особью только женского пола – сфингой и к обязательным чертам ее добавилась еще женская грудь и иногда крылья. Греческая сфинга в отличие от египетских сфинксов была в единственном числе и обитала в известном мифе около города Фивы. Она загадывала путникам загадки и если те не отгадывали их, сфинга поедала незадачливых путешественников. Но вернемся в Египет. Египетские жрецы рассказывали страшные истории о том, что каменные сфинксы оживают по ночам и  нападают на грабителей и осквернителей, посягнувших на покой почивших фараонов или богов. Затем они разрывали их на части и поедали. Наверняка подобные жуткие легенды сыграли хорошую рекламу для отпугивания любителей поживиться за счет мертвых или верующих. Всем известен большой египетский сфинкс, так же известны сфинксы Санкт-Петербурга сидящие около Академии искусств, а вот в Москве отыскать настоящего сфинкса оказалось довольно сложной задачей. Но в конце концов, двух диковинных животных я нашла в вестибюле Музее архитектуры им. Щусеева на ул. Воздвиженка д.5/23

0

31

Туда они попали с Навинского бульвара, где сфинксы сидели около Книжной Академии. Правда и эти две скульптуры были не чисто египетскими, а именно греческими сфингами женского пола, но с египетскими головами фараонов.
        Далее традиция охранных статуй начала развиваться и путешествовать по миру. Кроме сфинксов и сфинг из камня стали вырезать других мифических животных. Например, гаргулей. Гаргульи уже плод средневековой европейской мифологии. Хотя эта потребность охранять святыни, как мы видим, идет уже издавна. В сознании наших предков была мысль, что храмы надо защищать не только от материальных грабителей, но и от мифической нечисти. Само слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Первые гаргульи еще XII-XV в. устанавливались около водостоков, в качестве направляющей для воды. Совмещалось полезное, красивое и тайное. В XVIII-XIX веках большинство гаргулий уже заменили свинцовыми водосточными трубами. Утратив полезную функцию, гаргульи превратились просто в элемент декора зданий.
Химеры еще одно из имен гаргулий. Они назывались так из-за явной аналогии подобного чудовища придуманного в Греции. Там химерой называлось мифическое существо с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом, однако внешне средневековые гаргульи - химеры не имеют с ней ничего общего. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты. Часто в них воплощали человеческие грехи, от которых пытаются избавиться люди. Химеры становились как бы иллюстрацией для неграмотных людей всех человеческих страстей и тех демонов, которые могут терзать падшие души. Гаргульи изображались по-разному. Не было какого-то единого эталона как и у сфинксов. Но общие черты конечно присутствовали. Например, они могли выглядеть как обычные большие кошки или собаки, но с особыми острыми крыльями как у летучих мышей, или в виде какого-то человекоподобного беса-демона, так же с крыльями. летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями.

0

32

Крылатость гаргулей была одним из обязательных атрибутов, так как они всегда сидели на крышах или фасадах зданий, довольно высоко и как бы добраться до своих мест обитания могли лишь с помощью крыльев. Намного реже встречаются некрылатые гаргульи, которых довольно мало.
Самые известные каменные химеры проживают конечно во Франции, на готическом соборе Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери. При чем они настолько персонифицированы, что некоторые имеют даже собственные имена. Философ, Монахиня и т.д. Гаргульи, как архитектурное украшение были вынуты из глубин древности очень известным направлением в искусстве как готика. Именно католические храмы и соборы по всей Европе в готическом стиле были облеплены каменными химерами. Подобные статуи считаются непременным атрибутом готического стиля, которые присущи только ему. Часто гаргульями украшали обычные особняки и дома. Они в виде конька стерегли зданий или сидели около водостоков. Каменные чудовища в большинстве своем украшали больше именно католические соборы, а в России официальна православная церковь, соответственно и храмы другие и готики, присущей именно католицизму, никогда не было.  Не смотря на это, мне удалось найти гаргулей и в Москве. Две небольшие крылатые химеры приземлились в Гагаринском переулке на дом №11, (бывший особняк принадлежавший масонам). Больше этих каменных стражей в Москве не нашлось и вероятно, что это единственный дом с гаргульями. Тут же, кстати, в Гагаринском переулке нашлись барельефы грифонов, дом №15,

0

33

где проходили тайные встречи вольных каменщиков. Жаль, конечно, не статуи. Грифоны странные создания, у которых полульвиные туловища и орлиные головы. Наряду с гаргульями и сфинксами, они часто использовались как архитектурные украшения, в которые вполне вероятно так же вкладывался охранный смысл. Ведь, как известно, мифологические грифоны, подобно драконам охраняли золото в горных пещерах.
И конечно, помимо охранно-сакрального смысла каменные химеры необычайно красивы. По сей день, встречая статуи и барельефы где-нибудь в переулках, чувствуешь, как время там течет в них как-то по другому, постоянно окуная в средневековое прошлое, когда люди верили, что подобные каменные существа действительно существуют. Сейчас племя гаргулий и химер немногочисленно и почти утеряно, но они такие же обитатели огромных мегаполисов как и мы. Они притаились в тихих улочках, чтобы не уничтожили оставшихся из них. Приглядитесь к этим каменным существам получше, и возможно московская гаргулья или сфинкс вам неожиданно улыбнется.
 
Анастасия Александрова

0

34

Кто ты, русалка?

   Многие века люди отрицают существование русалок, не веря в легенды и предания, связанные с этими фантастическими обитательницами водных пространств.

   Русалки (омутницы, водяницы, болотницы, берегини, шутовки), спящие днем и выплывающие на поверхность воды только под вечер, - что о них нам известно?
   Название "русалка" происходит от слова "русый". На древнеславянском это означает "светлый", "чистый". По преданиям, обитают русалки в водоемах, реках, озерах, которые считаются путем в подземное царство. Главная особенность водяниц - это отсутствие ног, их заменяет рыбий хвост. Голубоглазые шутницы, по преданиям, живут триста лет, а умирая, превращаются в морскую пену.
   Беда, если кто поддастся чарам русалок! Прекрасные и бледнолицые, с длинными шелковыми волосами, с нежной кожей, они поют восхитительные песни неземными голосами. А главное, заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Они так нежны, что из их объятий никому не вырваться, да и не всякий смертный захочет променять обольстительную русалочку на земную девушку.
   Как и многие другие призрачные водяные, русалки - это души усопших, погибших неестественной смертью, самоубийц, прежде всего красавиц, утопившихся от несчастной любви. Они могут вернуться к живым людям в первые четыре года после смерти, если найдется знающий человек, который даст неземной деве крест. Дальше возвращение водяной девы становится невозможным.
   По другой легенде, русалками становились девочки, проклятые своими матерями в неурочный час. В час, когда нельзя ругать. По одним поверьям, девочка просто пропадала, когда превращалась в русалку. По другим - водяной подбрасывал вместо ребенка полено.
   Жилицы озер, прудов и тихих рек выходят из омутов на землю, чтобы соблазнить случайного путника, особенно в лунную ночь. Склоняясь к волнам, расчесывают белыми, из рыбьей кости выточенными гребешками свои чудные волосы, по которым всегда струится вода. Всегда хотят от людей только одного: защекотать до смерти и потопить. Не сумевшие затащить в воду ни одного человека не находят уважения среди старших, более опытных русалок.
   Бывает также, что русалка влюбляется в молодого красивого мужчину. Пожалеет его и не станет топить, тогда участь этой девы - ревновать к живым. Ведь на свидания, по "русалочьему закону", отпускается всего два часа в год. Особенно тяжко влюбленной русалке зимой. Если слышен сильный треск льда, когда реки и озера замерзли, значит, русалка бьется о лед, тоскуя о друге.
   Издавна русалкам посвящались "русалии" - празднества, происходящие обычно на Троицу. Летом красавицы выходят на берег под плакучие березы. С этим связано то, что в Русальную неделю деревенские девушки завивают ветви березки разноцветными лентами. Таким образом девушки хотят задобрить водяниц.
   В "праздничную" неделю ни одна девушка не пойдет без подруг в лес. Потому что попасться русалкам означает попасть в их "стаю" навеки - увлекут за собою. Домой девушка больше не вернется.
   Конечно, этот праздник не обходится без хороводов. И никто не отличит, девичий это хоровод или русалочий, если не прислушаться к пению, в которое вплетается стрекот русалок...
   На Украине для русалок существует еще одно название - гречухи. Больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили такое имя. Легенда гласит, что русалки весело бегают по колосистой ржи или катаются по ней взад и вперед, отчего рожь волнуется, как от дуновения ветра. Однако от них много вреда. Когда они плещутся в воде, играют с волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся с ними, то путают у рыбаков сети, а у мельников портят жернова и плотины. Водяницы могут насылать проливные дожди, бури и град.
   Легенды - дело хорошее и красивое, но видел ли кто-нибудь на самом деле русалок?
   Исследователи утверждают, что русалок наблюдали многие великие мореплаватели. В частности, была найдена запись в судовом журнале, сделанная известным покорителем морей, чье имя дало название проливу, Генри Гудзоном 15 июня 1608 года: "Сегодня довелось наблюдать невиданное доселе существо. Утром два члена нашей команды, Томас Хиллс и Роберт Рэйнер, его увидели за бортом. Оно звало их к себе. Груди и спина выглядели, как у женщины, кожа была белой, волосы смоляные, в фигуре заметен был хвост, похожий на дельфиний, а окраска - как у скумбрии".
   Встретить русалку можно везде, где есть "грань воды и суши". Об этом свидетельствуют некоторые случаи?
   Петр I просил в письменном виде подробнее поведать ему о русалке, которую вместе с полусотней свидетелей видел датский священник Франсуа Валентин у порта Амбон на Молуккских островах в Индонезии.
   Иван Тургенев однажды рассказал Мопассану случай, который с ним приключился. Купаясь в реке, он увидел девушку, похожую на обезьяну - всю покрытую волосами, с характерными жестами. Мопассан описал это в своей новелле "Ужас".
   В основу образа главного героя романа "Человек-амфибия" легло поверье о мальчике, жившем на берегу Бискайского залива, в деревушке Лиерганес. Этого необычного мальчика, благодаря которому Александр Беляев написал свой роман, звали Франциско де ла Вега Касар. С детства он умел подолгу находиться под водой. Было это более трехсот лет назад. В феврале 1674 года он уплыл по реке Миере, которая впадает в Атлантический океан, а вытащили его через пять лет... живым. Пальцы рук и ног напоминали конечности водоплавающих, потому что соединялись перепонками. По телу проходили полосы рыбьей чешуи. Ихтиандр прожил девять лет в монастыре францисканцев. Но потом все-таки воспользовался моментом и убежал в океан...
   "Водяные" волновали в разное время многих людей. Примеров не счесть. Это и картина Ивана Крамского "Русалки", и гравюра Страдануса, на которой изображена русалка в море рядом с кораблем. Может быть, нам важно подчеркнуть неуловимость образа таких существ, как русалки? Как знать...
   Ученые скептически относятся к существованию подобных существ. Они считают, что за русалок мореплаватели принимали морских сирен - дюгоней и ламантинов. Живут они в устьях рек и в море, длиной достигают от 2 до 4 метров. Передние конечности этих млекопитающих напоминают ласты, задние - хвостовой плавник. Их крики порой можно принять за человеческие, особенно при полнолунии.
   Но существуют и другие гипотезы. Медики считают, что некоторые люди рождаются "ихтиандрами". "Сиреномелия" - так называют этот порок. На 60 тысяч беременностей приходится один случай, когда рождается "ихтиандр". У таких новорожденных сросшиеся ножки и ступни в виде рыбьего хвоста, как у морских сирен. Такие дети практически обречены на смерть. Во всяком случае, на земле?
   А вот случай, произошедший в Перу, в Льямаке. В 1991 году все информационные агентства сообщили о рождении мальчика по имени Эдвин. Рот у него был без губ, похожий на рыбий, все тело покрыто чешуей, вместо носа - две дырочки. Проблемой мальчика занимались многие медики. Его положили в инкубатор, в котором он умер на девятые сутки от острой формы сепсиса. Врачи ничего не смогли сделать - органы пищеварения ребенка не были приспособлены к усвоению молока. Вскоре чешуя сошла с маленького тельца и осталась израненная красная кожа, которая омертвела из-за нарушения кровообращения.
   Последний подобный случай зарегистрирован в 1998 году на Филиппинах. У одной женщины родились трое детей, способных находиться более десяти минут под водой, потому что природа наградила их жабрами. Что же происходит с человеческой природой? Может, это не сбои окружающей среды в отношении человека, а большая загадка, которую люди пытаются уже много столетий отгадать?
   Не так давно американский зоолог Карл Банзе опубликовал в одном серьезном научном журнале реферат "Основы биологии русалок". По мысли автора, типичная русалка имеет большую голову, что, наверное, говорит о хорошо развитом мозге. Нижняя часть тела похожа на хвостовые лопасти китообразных. Рыбью чешую он считает ороговевшими складками кожи. А главное, что нельзя упустить, - это бинокулярное зрение, когда оба глаза смотрят в одном направлении.
   В наше время, по мнению многих зоологов, происходит вымирание человекообразных из-за ухудшения экологии и массового развития рыболовства. А ведущие научные сотрудники Академии экологической безопасности в Санкт-Петербурге считают существование русалок реальным. Они называют русалку реликтовым гуманоидом с длинными волосами. И соотносят ее со снежным человеком. Эту же гипотезу подтверждают и другие ученые, которые видят в русалке "снежную женщину". А в воде ее замечали, по их мнению, только летом, когда можно ловить рыбу и собирать некоторые водоросли.
   В России, по мнению доктора исторических наук, писателя Александра Горбовского, долгие годы занимающегося этим вопросом, главным местом водяных существ является Карелия. Рыбообразных людей полутораметрового роста, с круглой головой и длинными волосами периодически видят жители Олонецкого края. Характерно, что отмечают люди - водяные обладают коричневым туловищем, но цвета слоновьей кости конечностями. "Наблюдают" русалок и в Новгородской, Вологодской, Орловской и Смоленской областях.
   Но пока кто-нибудь не поймает русалку за хвост, большего мы о ней не узнаем...

Автор: Елена Шишкина

0

35

Узбекские легенды и фольклор

"Четыре волшебных предмета"

Встретились как-то четыре святых дервиша второго ранга и решили обойти всю землю в поисках четырех предметов, которые помогут им послужить человечеству. Посвятившие многие годы изучению всевозможных наук, дервиши пришли к выводу, что смогут послужить людям наилучшим образом именно в таком сотрудничестве. Они условились снова встретиться через 30 лет и разошлись в разные стороны.

И вот в назначенный день дервиши снова собрались вместе. Первый дервиш принес с далекого севера волшебный посох: тот, кто садится на этот посох, может перенестись в любую часть света по желанию. Второй дервиш принес с далекого запада волшебную чалму. Надев ее, человек мог принять любую внешность, превратиться в любую тварь. Третий, путешествовавший на далеком Востоке, раздобыл волшебное зеркало, в котором можно было увидеть любой уголок земли. Четвертый дервиш, возвратившийся с далекого юга, принес волшебную чашу, которая излечивала любой недуг.

Итак, обладая этими окровищами, дервиши заглянули в зеркало, чтобы узнать, где находится Источник жизни; затем на посохе подлетели к нему и напились живой воды. Они хотели стать долговечными, чтобы найти лучшее применение своим волшебным предметам. Теперь, чтобы узнать, кто более всего нуждается в их помощи, дервиши стали творить молитву. В зеркале отразился человек, лежащий на смертном одре. Он жил в далекой стране, на расстоянии многих дней пути, но дервиши, оседлав посох, в одно мгновение очутились у его дома.

- Мы знаменитые лекари, - сказали они привратнику. - Зная, что твой хозяин болен, мы пришли, чтобы исцелить его. Впусти нас. Слуга передал их слова господину, и тот велел немедленно провести их к себе. Но едва дервиши приблизились к больному, он побледнел и стал терять сознание. Дервишей тут же вывели из комнаты и один из слуг объяснил, что этот человек ненавидит дервишей и всю жизнь был их врагом. Тогда дервиши, одевая по очереди волшебную чалму, изменили свои обличия, чтобы не смущать больного, и снова пришли к нему, но уже как другие люди. Они дали ему пригубить какого-то снадобья из волшебной чаши, и болезнь его как рукой сняло. Никогда прежде он не чувствовал себя настолько здоровым. Счастье его невозможно было описать и, будучи человеком богатым, он в награду за свое исцеление подарил дервишам один из своих домов.

Дервиши поселились в этом доме. Каждое утро они отправлялись в разные стороны и в течение дня помогали людям своими волшебными предметами. Но вот однажды, когда в доме находился только один дервиш, владелец чашки, к нему ворвались королевские стражники, схватили его и увели. А произошло так, потому что дочь короля заболела какой-то странной болезнью и правитель, прослышав о владельце чашки как о великом лекаре, велел срочно доставить его во дворец.

Дервиша подвели к ложу принцессы. Он взял лекарство, которым ее уже пытались лечить, вылил в свою чашу и поднес к ее губам. Но так как он был лишен возможности посоветоваться с волшебным зеркалом о том, какое лекарство необходимо принцессе, чаша не помогла.

Принцессе не стало лучше, и разгневанный король приказал распять дервиша на стене. Дервиш стал молить короля об отсрочке, объясняя, что он должен посоветоваться со своими товарищами, но король был нетерпелив и полагал, что дервиш хитрит и только хочет выиграть время.

Между тем три других дервиша, возвратившись домой и не застав там своего товарища, взглянули в зеркало и увидели, что ему угрожает смерть. Не теряя времени, дервиши сели на посох и полетели к нему на помощь. Они подоспели как раз вовремя и вызволили его, но помочь королевской дочери уже не смогли, потому что лишились своей чаши. Дервиши посмотрели в волшебное зеркало и увидели свою чашу на дне самого глубокого океана в мире, куда ее забросили по приказу короля. И даже с помощью своих волшебных предметов им понадобилось целое тысячелетие, чтобы вернуть ее.

С тех пор, наученные горьким опытом, дервиши стали работать в глубокой тайне, искусно скрывая свои чудесные методы под самыми различными покровами, и потому все, что они ни делали для людей, выглядело простым и легко объяснимым.

0

36

Ветер и сон

Сказки узбекского народа

Страшен и могуч Ветер. Тих и слаб Сон. Однажды Ветер и Сон встретились. Любил прихвастнуть Ветер, и сказал он Сну: - Эй, Сон, открой свои сонные глаза и взгляни на меня. Нет никого сильнее меня. Я засыпаю кишлаки песком, высушиваю реки, с корнем вырываю из земли вековые деревья.

А Сон лениво отвечает Ветру: - Не шуми! Не хвастай! Я сильнее тебя. Долго они спорили. Наконец, надоело Сну пререкаться, и сказал он Ветру:

- Что ты расхвастался? Зачем нам попусту ссориться? Давай лучше испытаем свою силу. Смотри, вон по дороге идет маленький мальчик и ест лепешку. Пусть каждый из нас попробует вырвать у него лепешку из рук. Так мы проверим, кто сильнее.

Стал проверять свою силу Ветер. Кинулся он на мальчика, завыл, загудел, принялся бросать его из стороны в сторону. Не испугался мальчик, не выпустил из рук лепешки. Так и отпустил Ветер мальчика, ничего не добившись.

Пришел черед Сна показать свою силу. Тихонько приблизился он к мальчику, погладил его по головке и дал ему кусок сахару, а Ветер только усмехнулся и подумал: "Ну, если мальчишка из рук лепешку не дал мне вырвать, то кусок сахара и подавно не отдаст". Пососал мальчик сахар, сладко зевнул и... заснул. Опустились у него руки, разжались пальцы, и он выронил хлеб и сахар на землю.

- Кто же из нас сильнее?- спросил у Ветра Сон. Склонил буйный Ветер голову и проговорил только: - Друг мой, вижу, ты сильнее меня. Загудел, зашумел и умчался прочь.

Так слабый Сон одержал верх над могучим Ветром

0

37

Дегенда о нефритовом надгробии Великого Тимура

Удивительные свойства нефрита известны издавна. Китайцы приписывали этому камню божественную силу. Внук Великого Тимура Улугбек с большим трудом доставил в Самарканд два огромных куска нефрита, которые достались ему при победе над монголами в 1425 году в долине реки Чу. Лучшие мастера кропотливо трудились над созданием надгробия Тимуру из этих двух кусков нефрита.

В 1740 году надгробие было похищено иранским шахом Нодиром и доставлено в Машхад. Но произошло странное. Шах, испугавшись являющегося каждую ночь, духовного учителя Тимура-Мир Сейид Береке, распорядился вернуть камень на место в Самарканд. По дороге камень раскололи. Но вернули надгробие в усыпальницу Тимура- Гур-Эмир.

Но история надгробия на этом не закончилась. В следующий раз нефритовый камень был сдвинут в июне 1941 года. Многие до сих пор уверены, что именно это явилось причиной войны.

Таинственные и роковые события преследовали ученых, участвовавших во вскрытии гробницы Тимура. Многие, в том числе и Малик Каюмов - молодой кинооператор, снимавший эту экспедицию (единственный., кто жив по сей день) рассказывали о появление странных старцев. Они убеждали не трогать нефритовый камень и не в коем случае не беспокоить мощи великого Тимура. Для убеждения они показывали старинную книгу, которая по их словам появляется только в исключительных ситуациях, что бы уберечь человечество от роковых ошибок и вызванных ими бед. Но вскрытие состоялось. Мощи были отправлены в Москву. М.М Герасимов восстановил по черепу лицо Великого полководца. Сталин относился с суеверным трепетом к мощам великих людей. Есть неподтвержденные данные, что вокруг осажденной Москвы летали самолеты с мощами Тимура и др. святых. Но кто-то сумел рассказать Сталину о предупреждении старцев, и он принимает решение вернуть кости Великого Тимура. Мало того, несмотря на войну выделяются большие деньги на реставрацию Гур-Эмира.

Совпадение это или нет, но почти сразу после восстановления гробницы ,во второй мировой войне наступает коренной перелом (Победа под Сталинградом)

0


Вы здесь » "Очумелые ручки" » Культура » Легенды и мировой фольклор