Завертели черти
"Васька! - надрывается нечистая сила. - Чтоб ты сдох, козел! Долго ты еще будешь нас мучить?! Я не хочу отсюда выходить!" Подобные ругательства этот священник слышит наяву чуть ли не каждый день. А порой дело доходит до рукоприкладства. Если бес в ярости, то может крепко приложить. Но священник не унывает. Что поделаешь, работа у него такая - нечистых изгонять.
ХРАМ НА ВСЕХ ВЕТРАХ
По-церковному это действие называется отчиткой (или эзорцизм). Как объяснили мне знающие люди, православных священников, которые могут ее делать, на Руси всего четыре. Один из них живет в Новокузнецке, служит настоятелем в храме Иоанна Воина. Зовут его Василий Лихван, или попросту батюшка Василий.
Отчиткой он занялся лет восемь назад. Тогда ему под храм дали здание на самом краю Новокузнецка. Ранее в этом бревенчатом доме размещалась общеобразовательная школа, затем филиал школы спортивной, которая, впрочем, скоро закрылась, и долго пустовавшее задание приобрела наконец Новокузнецкая православная церковь.
Все это время отец Василий стремится превратить зданьице в истинное подобие православного храма. По его замыслу храм должен быть уникальным в смысле архитектуры: сплошь деревянный, со стенами из отборнейших бревен, с крышей и куполами, крытыми осиновыми лемехами. Даже кресты на куполах этого храма и те деревянные! Такие храмы некогда были на Руси повсеместно, а сейчас, в качестве памятника древнерусского зодчества, остались лишь в Кижах. Всякая копейка, заработанная батюшкой, идет нынче на строительство храма. Многое уже сделано, но работы еще непочатый край. "Пока не дострою храм, - смеется батюшка, - не умру!"
- А как вы делаете эту самую отчитку? - спрашиваю я.
- С помощью специальных, древних христианских молитв, - рассказывает батюшка Василий. - Тот, кто читал Евангелие, кто вообще считает себя человеком верующим, безусловно знает, кто такие бесы и как они взаимодействуют с человеком. Бесов из людей изгонял и сам Христос, и апостол Павел, и, после Павла, многие святые и подвижники. Занимаюсь этим сейчас и я сам, хотя, разумеется, никакой моей заслуги в том нет: я лишь недостойное орудие в руках Божьих.
- Вы сказали, что лукавые взаимодействуют с человеком. Как это происходит?
- Есть одержимые и бесноватые, - объясняет священник. - Одержимость - это когда бесы подчиняют своей воле человека и вынуждают его совершать разнообразные греховные поступки, не поселяясь внутри человека. Бесноватость - это когда бесы по воле Божьей поселяются внутри человека. Для чего, вы спросите, Господу необходимо, чтобы бесы гнездились внутри человека и всячески его мучили? Исключительно во имя спасения человека. Это, так сказать, шоковая терапия Господа по отношению к некоторым грешникам. Господь посылает человеку болезни (а бесноватость и одержимость - это духовные болезни) для того, чтобы он задумался над своей жизнью, над теми грехами, которые в жизни совершает...
- В ком могут бесы поселиться?
- В принципе в каждом из нас, ибо все мы грешны перед Богом. Но больше всего этих тварей поселяется в тех из нас, кто грешен чрезвычайно и вовсе не думает ни о своих грехах, ни о своем спасении. Если вы подвержены разнообразным страстям, если вы не желаете размышлять о Боге, а, наоборот, с охотой посещаете разнообразных колдунов, магов, предсказателей, ведьм, астрологов. Если вы вхожи в различные собрания сектант-ского и оккультного толка, вы тем самым открываете себя для вселения в вас бесов-ского сонмища. Говорю это не голословно, а на основании множества примеров. Большая часть прихожан нашего храма как раз и заполучила подарок в виде бесов, общаясь с различными магами, колдунами и волшебниками...
ВЕРТЛЯВЫЙ ДЬЯВОЛ
На тех, кто попадает в храм впервые, процедура отчитки производит просто-таки неизгладимое, потрясающее впечатление. Ну представьте: недостроенный, весь в лесах и строительном мусоре храм. Внутри храма, как и полагается, иконы, свечи. А еще древние, грубо сколоченные кресты, на которые некогда молились праведники, старинные, потускневшие образа, рака со святыми мощами (батюшка Василий такие древности неутомимо разыскивает повсюду и помещает их в своем храме: бесы этих древних атрибутов не выносят, что называется, на дух), удивительные надписи на стенах, типа: "Бесы изгоняются молитвой и верой, князья бе-совские - смирением!"
Народу в зале человек двести. Батюшка приступает к молитвам. И постепенно с присутствующими начинают происходить странные и жуткие метаморфозы. Кто-то начинает рычать, кто-то лаять, кто-то кукарекать и визжать, а кто-то вроде бы изъясняется и человеческим языком, но что это за язык и каково содержание этих изъяснений! Женщины могут орать грубыми мужскими голосами, мужчины визжат по-женски, младенцы, случается, рычат хриплым басом. Чувствуется, что эти люди с превеликой радостью не делали бы этого, однако прекратить это по своей воле они не в состоянии: где-то внутри этих людей присутствует гораздо более мощная сила, справиться с которой они не могут.
"Васька! - орет эта сила, обращаясь к священнику. - Чтоб ты сдох, козел (козел, к слову, одно из самых любимых ругательств бесов)! Долго ты еще будешь нас мучить?! Я (мы) не хочу (не хотим) отсюда выходить! Я (мы) здесь сижу (сидим) вот уже десять лет! Васька, прекрати свои молитвы! Васька, трамтарарам (бесы чрезвычайно любят сквернословить и говорят, что этому они научились у людей), не надо брызгать святой водой! Убери иконы, сказано тебе! Ой, не могу! Ой, разваливаюсь на части! Васька, зачем ты мне отшиб рога? Васька, трамтарарам, зачем ты отобрал у меня малиновый пиджак? Мне его подарил сам сатана, и я к нему в этом пиджаке являлся на отчет! Ой, не могу! Ой, выхожу! Васька, давай договоримся! Ты прекращаешь свои молитвы, а мы даем тебе сундук золота! Или сколько ты пожелаешь долларов! Настоящих долларов, не фальшивых!"
Ну, и так далее. Этим бесовским причитаниям в храме нет конца. Бывает, впрочем, и иное. Однажды (случилось это, к слову, на моих собственных глазах, когда я находился в храме и собирал материал для этой статьи) один из бесов внутри человека заговорил голосом Владимира Винокура. И когда батюшка беса в этом уличил, тот с воплем "Разоблачил гад!" бросился на батюшку. Впрочем, до него человек, руководимый сатаной, не дотянулся: будучи отогнанным крестом и молитвой, он принялся крушить мебель и весьма преуспел в этом деле, потому что сила у человека, когда в нем оживает сидящий бес, становится просто неимоверной. Однажды мне пришлось видеть, как другой бесноватый, потянувшийся к Библии, был отброшен на добрых десять метров с такой ужасающей скоростью, что, если бы не люди, сумевшие остановить его, бесноватого расшибло бы о стену в лепешку.
- В одном бесноватом может находиться всего лишь один бес, в другом - целый десяток. Бесы - существа бесплотные, а оттого физического места им не надобно, - рассказывает батюшка. - Из одного человека бесы выходят после первой же молитвы, в другом же сидят годами, а то и до конца жизни. Отчего так, не знаю: это ведомо одному лишь Господу. Помимо молитв, окаянные изгоняются окроплением святой водой, помазанием елеем, покаянием и причастием, поездками в святые места.
Поездка в святые места - это нечто особенное. Километрах в ста от Новокузнецка, где находится храм Иоанна Воина, расположен городок Салаир. В окрестностях имеются два чудодейственных источника. Людская молва гласит, что образовались они после того, как в смутные времена революции и гражданской войны в этих местах красными партизанами были порублены и постреляны множество православных священников. Вода здесь обладает удивительными свойствами. Во-первых, она превосходна на вкус: в ней присутствует примесь золота и серебра (городок Салаир славен еще и тем, что здесь еще в начале ХIХ века были открыты промышленные залежи золота и серебра). Во-вторых, вода в этих источниках не замерзает никогда, даже в самые окаянные сибирские холода. И еще она, набранная в сосуд, сохраняет свою первозданную свежесть годами. И еще исцеляет от множества болезней. В том числе и от бесноватости и одержимости. Несколько раз в год батюшка организовывает поездки к этим источникам, где молитвами и простым купанием исцеляет многих болящих. Бесы очень не любят поездок на источники и костерят батюшку почем зря.
Кроме того, летом (ибо во все прочие времена года туда просто не добраться) батюшка совместно с болящими выезжает в еще одно чудодейственное место - на таежный, окруженный непролазными болотами островок, где в начале прошлого века жил и умер причисленный к лику святых Петр Томский. Даже черепок посуды, коей некогда пользовался святой, даже травинка с этого островка исцеляют иногда бесноватого от его страшной хвори. Отец Василий мечтает разыскать мощи этого святого, который, по преданиям, похоронен на островке, и перезахоронить их на территории храма. Соответствующее позволение у батюшки имеется, однако разыскать мощи не удается вот уже в течение нескольких лет. "Это из-за моей греховности и недостойности", - сокрушается батюшка. "Это мы не даем найти тебе эти мощи!" - орут бесы во время отчитки.
Еще одно Чудо...
"Я заболела раком горла. Врачи меня вылечить не смогли. Из последней больницы меня выписали умирать. От своих родственников, проживающих в Новокузнецке, я узнала, что в этом городе есть удивительный священник батюшка Василий. И я решила поехать в Новокузнецк: все едино терять мне было нечего. А дальше произошло то, что иначе как чудом и назвать-то невозможно. Батюшка только единожды прикоснулся к моей опухоли, и она просто на глазах начала исчезать. Спустя неделю я была уже совершенно здорова: будто и не было никогда у меня никакой смертельной болезни (со времени этого рассказа прошло более года, а болезнь у Нины так и не возобновилась. - Прим. автора)".
И ОДИН В ЗАУРАЛЬЕ ВОИН...
"Я веровал в Бога. Веровал искренне, самозабвенно, что называется взахлеб, - рассказал мне Владимир Д., житель сопредельного с Новокузнецком города Прокопьевска. - Мог ночь напролет молиться у икон, и мне это абсолютно не было в тягость. Считал себя почти совершенным христианином, почти безгрешным человеком и искренне верил, что обеспечил себе прописку в раю..."
Такое состояние человека в православии называется "впадением в прелесть". Однажды ночью, когда Владимир, по своему обыкновению, молился перед иконами двух святых, эти святые сошли с икон и дали Владимиру причаститься (позже отец Василий пояснил, что это, разумеется, были никакие не святые, а бесы под личиной святых и что для бесов такие трюки и превращения в порядке вещей). Весь последующий день Владимир пребывал в таком приподнятом настроении, будто на крыльях летал, и весь мир был раскрашен для него в удивительные, неземные цвета, а к вечеру он почувствовал себя настолько худо, что всполошившиеся родственники немедля отправили его в больницу. Врачи констатировали у Владимира тяжелейшую болезнь мозга и полный распад личности. Излечить такую болезнь с точки зрения современной медицины невозможно. И родственники повезли Владимира в храм к отцу Василию. А дальше начались страшные чудеса. Едва только Владимир оказался в храме, он тут же с жутким ревом бросился на батюшку. Обыкновенный шофер, Владимир отродясь не имел никакого представления о восточных единоборствах, но здесь, в храме, оказалось, что Владимир - превосходный каратист.
Прихожане бросились защищать батюшку. На каждой руке у Владимира повисли едва ли не по пять человек, но он расшвырял их, как картонных солдатиков. Мне довелось видеть Владимира в момент, что называется, наитягчайший. Батюшка поселил этого человека в специальном помещении под присмотром родственников и каждодневно читал над ним молитвы. Зрелище это было не для слабонервных. У Владимира и впрямь, насколько я могу судить о подобных вещах, был полнейший распад личности: даже глотательные рефлексы у него отсутствовали, и он не в состоянии был выпить каплю воды. Но примерно через две недели случилось чудо: Владимир пошел на поправку. В настоящее время он вполне нормальный человек. По-прежнему работает шофером, верует в Бога, но, так сказать, верует теперь осмотрительно.
Подобных случаев я, будучи в храме, наслышался предостаточно. Разумеется, сам батюшка считает, что он не имеет к этим чудесным исцелениям почти никакого отношения и все совершалось исключительно по милости Бога.
А было и так. Приехал к священнику старик мусульманин. Долго он маялся со своей сохнувшей ногой. Уж к кому только не обращался, в каких городах и лечебницах не побывал! И все без толку. В конце концов от отчаяния приехал в храм к отцу Василию.
"Когда этот человек ко мне подошел, - рассказывает батюшка, - меня вдруг осенило прочитать над ним особенную, выраженную своими собственными словами, молитву. Господи, сказал я, покажи этому иноверцу Свою силу и Свою любовь! И только я это мысленно произнес, как в сохнущей ноге старика что-то щелкнуло. Ну-ка, сказал я ему, согни свою больную ногу. Не веря своему счастью, старик согнул ногу, которая не сгибалась уже много лет, затем осторожно на нее ступил, а затем пустился прямо в храме в пляс. Божье чудо! Весь народ в храме так и ахнул..."
"Наверное, надо мной станут потешаться, - говорит батюшка, - но я считаю, что основная причина заболевания, к примеру, раком заключается в том, что в каком-то одном месте человеческого тела скапливаются бесы, после чего опухоль начинает разрастаться. А когда бесов прогоняешь, то опухоль исчезает".
Над этими на первый взгляд наивными и антинаучными рассуждениями батюшки можно было бы и посмеяться. Если бы не одно "но". Больные раком в запущенной стадии из больниц выписываются домой умирать. А явившись в храм, они получают исцеление.
Автор: Анатолий Ярмолюк